Неизбежность аншлага, или Кому нужен конкурс?

Неизбежность аншлага, или Кому нужен конкурс?

«Учительская газета», №14 от 8 апреля 2014 года

В Республике Саха (Якутия) уже второй год проводится конкурс «Учитель года Западной Якутии» (см. «УГ» №17 от 23 апреля 2013 года). Это межулусное мероприятие формально не вписывается в магистральную линию Всероссийского конкурса «Учитель года России», но связано с ней, конечно, всеми нитями. «Учитель года Западной Якутии» позволяет педагогам устроить себе еще одну самопроверку, получить площадку для публичного выступления, учиться у мастеров, совершенствоваться.

Оксана Родионова

Личное дело
Ответить на вопрос, кому нужен конкурс, в данном случае легко. Тем педагогам, которые прошли горнило «Учителя года» и вне зависимости от того, стали лауреатами, победителями или нет, заболели конкурсным движением. Их коллеги, которые, видя, как растут  в профессиональном и личностном плане конкурсанты, тоже решаются на публичную демонстрацию своих педагогических талантов, находок, на открытые уроки и мастер-классы. Школам, которые берут на себя организацию мероприятий, задействуя весь свой педколлектив, учеников, даже родителей… Вот они, герои, — верхневилюйская средняя общеобразовательная школа №4 имени Д.С.Спиридонова и верхневилюйская республиканская гимназия им. М.А.Алексеева. Государственным и общественным структурам — они активно участвуют в организации конкурса, несмотря на то что победитель ни в Якутск, ни в Москву не поедет. Зато участники существенно повысят свой профессиональный уровень! Это Министерство образования Республики Саха (Якутия), Управление образования Верхневилюйского улуса,  Центр педагогического мастерства — Урдэл, республиканский клуб «Учитель года Республики Саха (Якутия)».
Наконец, спонсорам, не жалеющим средств на богатые подарки. «Алмазэргиэнбанк» помог и конкурс провести, и учителей наградить огромным телевизором-плазмой, роботом-пылесосом, планшетом и так далее…  Конкурс был лично нужен председателю правления банка Александру Степановичу Миронову, который не просто деньги давал, был заботливым другом и соратником. Скоропостижный уход из жизни Александра Степановича перед самым открытием конкурса стал настоящей бедой и для организаторов, и для участников. В будущем году решено посвятить конкурс «Учитель года Западной Якутии» светлой памяти Александра Миронова…

Зерна педагогики

Семеро учителей из разных районов Якутии добровольно представляют на суд жюри свои уроки и мастер-классы. Это смелость. Будем говорить честно — не все уроки радуют и не все мастер-классы выдержаны в этом непростом жанре. Но это ни в коем случае не вина, а беда российской глубинки, а тем более настолько оторванного от Центральной России региона. Я, наоборот, хочу восхититься уровнем достижений конкурсантов. Открытия, озарения, находки сопровождали нас на каждом конкурсном этапе. Пусть это порой лишь фрагменты, зерна, но верится, что из них вырастет цельная, продуманная педагогическая система.
Имена конкурсантов вы можете прочитать на этой же странице. А расскажу я о тех, кто меня удивил, о том, что мне запомнилось.
Хороший английский язык в 677 километрах от Якутска (до Москвы и того дальше, а уж до Лондона!..) — это просто как сюрприз. Однако именно грамотную речь с хорошим произношением мы слушали на уроке Людмилы Павловой. И ученики верхневилюйской средней школы №4 слушали, что важнее. Путешествовали по Лондону виртуально, осматривали достопримечательности, покупали сувениры — вполне традиционная структура урока… Но посмотрите, какой мнемонический прием использовала Людмила Николаевна — она взяла чашку, чайный пакетик, налила кипяток, положила сахар, показала детям, дала понюхать аромат. Все это с комментариями на английском, само собой. Ну как тут не запомнить лексику, связанную с английским чаепитием!
Красивый урок китайского языка для семиклассников показала Лариса Платонова. Практически все занятие она говорила на китайском, а объяснения давала на английском. Один из самых сложных разделов китайского языка — каллиграфия. Непросто научиться писать иероглифы, соблюдая все правила. Как помочь ученикам? Лариса Семеновна придумала — показывала написание иероглифа руками, телом, ногами и под музыку, словно мастер боевых искусств в китайском боевике… Учительница танцует — это красиво, а дети запоминают последовательность нанесения черточек на бумагу.
К сожалению, мне не удалось увидеть урок победительницы, Валентины Жирковой, зато повезло наблюдать ее мастер-класс. Валентина Васильевна делилась своими методическими находками в легкой и непринужденной форме — демонстрируя фрагменты уроков. Участники фокус-группы размышляли, на что похож мандарин, победила ассоциация «земной шар»: земная кора — кожура, меридианы — дольки… Мастерили браслет из «уральских самоцветов»… Делали туристический путеводитель… В общем, увлеклись географией всерьез.

Круглосуточное повышение квалификации
Все конкурсные уроки снимались на видео, на «визитках», мастер-классах и круглом столе, где конкурсанты обсуждали ФГОС, присутствовали зрители. Это привычная на конкурсе публичность. Но есть еще одна важная составляющая «Учителя года Западной Якутии», которая по эффекту иногда превосходит соревновательную и зрелищную, — повышение квалификации! Конкурс интересен участникам, лауреатам, победителям всероссийского финала «Учителя года России» еще и как поле для консультирования и обучения коллег. А уж как стремятся учиться местные учителя — это надо видеть!
Сама идея межрайонного соревнования пришла в голову, кстати, местному «пеликану», участнику всероссийского финала 2010 года Юрию Кынатову. За годы, прошедшие после участия в «Учителе года России», Юрий Васильевич ни дня не потерял даром. Сделал реальностью вместе с другими якутскими учителям года идею клуба «Учитель года Якутии», без устали организовывал педагогические десанты, стал директором верхневилюйской средней школы №4 им. Д.С.Спиридонова и выстроил новое здание,  в нем-то в этом году и проходил конкурс.
Конкурс «Учитель года Западной Якутии» начинается с семинара «Конкурсный урок: требования и практика». После каждого конкурсного этапа — индивидуальные консультации мэтров для участников. Плюс кулуарное общение — повышение квалификации работает круглосуточно!
На открытом уроке победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012» учителя математики физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга Вадима Соломина яблоку, как говорят, негде было упасть. Редкий случай увидеть, как работает не просто хороший предметник, но педагог, демонстрирующий приемы групповой работы, особый стиль общения с детьми и еще тысячу нюансов. Даже чувство юмора, которое ощущается в вопросе «Верно ли утверждение, что все дети земного шара любят молоко?» — тоже частица опыта, которую стоит перенять…
Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010» филолог  средней школы №2 города Сокола Вологодской области Вячеслав Вахрамеев давал урок по рассказам Михаила Шолохова и ярко продемонстрировал свою технологию «урока-ключа», которая позволяет детям после одного занятия понять генеральную линию творчества писателя и больше — приблизиться к пониманию глобальных и вместе с тем близких каждому подростку вопросов: дружба, любовь, семья. Вячеслав Вячеславович уже пятый раз приезжает в Якутию, но каждый раз на его выступлениях  аншлаг!
Урок давала и прошлогодняя победительница «Учителя года Западной Якутии» англичанка Кыыдаана Иванова, и победительница «Учителя года Республики Саха (Якутия)» 2013 года Ирина Бочкарева, которой осенью ехать на всероссийский финал. Вечером, записывая в ноутбук впечатления дня, я слышала: Вячеслав Вахрамеев давал Ирине советы, как хлеб необходимые для подготовки к конкурсу…
Есть ли те, кому конкурс  не нужен? Таких я в Якутии не встречала.

Лауреаты и победители Второго межулусного конкурса профессионального мастерства и общественного признания «Учитель года Западной Якутии-2014»

Валентина Васильевна Жиркова, учитель географии вилюйской средней школы №1 им. Г.И.Чиряева, Вилюйский улус — победитель конкурса.
Лариса Семеновна Платонова, учитель китайского языка верхневилюйской средней школы №4, Верхневилюйский улус — второе место, победитель в номинации «Учитель ученических признаний».
Елена Ильинична Прокопьева, учитель биологии верхневилюйской республиканской гимназии им. М.А.Алексеева, Верхневилюйский улус — третье место.
Мария Олеговна Дьячковская, учитель химии амгинской средней школы №2 им. В.В.Расторгуева, Амгинский улус — победитель в номинации «Практико-ориентированный урок».
Людмила Николаевна Павлова, учитель английского языка Намской улусной гимназии им. Н.С.Охлопкова, Намский улус — победитель в номинации «Лучший урок».
Алена Николаевна Пинигина, учитель русского языка и литературы нижне-бестяхской средней школы №1 с углубленным изучением отдельных предметов, Мегино-Кангаласский улус — победитель в номинации «Традиции в образовании».
Иван Гаврилович Тобонов, учитель технологии Нюрбинского технического лицея, Нюрбинский улус — специальный приз «Учительской газеты».

с. Верхневилюйск, Республика Саха (Якутия)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *