А.Н.Иоффе

А.Н.Иоффе

Оценивание занятия: критерии и показатели.

Иоффе Андрей Наумович, д.пед.н., профессор Института дополнительного образования ГАОУ ВО МГПУ и АПКиППРО,

Врач, сапожник и портной.

К врачу пришел сапожник; у него были сильные боли, и казалось, что дни его сочтены. Как ни старался врач, но так и не нашел подходящего лекарства, которое еще могло бы помочь. Испуганный пациент спросил: «Неужели нет ничего, что могло бы меня спасти?». Врач ответил: «К сожалению, я не знаю такого средства». «Если мне уже ничего не поможет, то у меня есть последнее желание. Я хотел бы съесть целый горшок супа из четырех фунтов бобов и одного литра уксуса». Врач пожал плечами и покорно произнес: «Я не очень верю в это, но если вы так хотите, то можете попробовать». Всю ночь врач ждал сообщения о смерти больного. На следующее утро к его изумлению перед ним предстал сапожник, живой и здоровый, будто и не болел. Тогда врач записал в своем дневнике: «Сегодня ко мне пришел один сапожник, которого уже ничем нельзя было спасти, но четыре фунта бобов и один литр уксуса помогли ему».

Вскоре после этого врача вызвали к тяжело больному портному. И в этом случае искусство врача было бессильно помочь ему. Как честный человек, он признался в этом больному. Тот взмолился: «Неужели вы не знаете какого-нибудь средства?» Врач подумал и сказал: «Нет, но совсем недавно ко мне пришел сапожник, у которого была болезнь, похожая на вашу. Ему помогли четыре фунта бобов и один литр уксуса». «Если нет никакой надежды, то попробую я это средство», — ответил портной. Он съел бобы и уксусом и на другой день умер. А врач записал в своем дневнике: «Вчера ко мне обратился портной. Ему нельзя было ничем помочь. Он съел целый горшок супа из четырех фунтов бобов и одного литра уксуса и умер. Что хорошо для сапожников, то плохо для портных».

Эта история имеет непосредственное отношение к преподаванию. Любые конкурсы профессионального мастерства педагогов сталкиваются с вопросом общих стандартов, подходов, критериев и показателей. Сравнивать уроки очень трудно, а если при этом требуется выявить победителя и расставить учителей в соответствии с рейтингом – обиды и чувство несправедливости выплескиваются с особой силой. И чем выше уровень конкурсного отбора, тем серьезнее проблемы, связанные с объективностью оценивания. Вопрос «А судьи кто?» задается постоянно, перенося вопросы профессионализма в плоскость разных вкусов и закулисных игр. Эрик Фромм в «Бегстве от свободы» писал: «Если мне надо оценить достоинства пары ботинок или произведения живописи, я оцениваю их в соответствии с определенными объективными нормами, применимыми к данным предметам. Оценивая ботинки и произведения живописи как вещи низкого качества, я не изменю о них своего суждения, если кто-то сообщит мне, что сапожник и художник очень старательно работали, но определенные условия не позволили им выполнить свою работу качественнее. Я могу испытывать симпатию или сочувствие к сапожнику и художнику, чувствовать искушение помочь им, но я не вправе сказать, что не могу оценить их работу из-за того, что понимаю, почему она так плоха».

Можно ли найти такие объективные нормы в преподавании? Каковы показатели преподавательского мастерства учителя? Какое занятие является «хорошим» (и можно ли вообще так характеризовать занятие)? На какие аспекты стоит обращать внимания при анализе занятия? Может ли оценка занятия быть объективной? Каким образом следует сравнивать и оценивать занятия педагогов по разным школьным дисциплинам? Возможно ли такое сравнение?

Конечно, большая работа уже проделана в данном направлении. Разработаны механизмы, позволяющие уменьшить степень субъективности конкретного эксперта в процессе оценивания, сделать процесс оценивания более открытым и понятным, прийти к общему согласию по некоторым принципиальным вопросам в педагогическом сообществе. Поэтому данный материал не претендует на принципиальную новизну и революционные изменения. Однако представляется актуальным, полезным и необходимым обратить внимание на критерии и показатели мастерства педагога. Предварительно хочется обратить внимание на важность доброжелательного подхода и конструктивности оценивания. Только в этом случае можно отойти от прокурорской позиции к сотрудничеству и профессиональному взаимодействию.

  • «Когда ты хочешь хвалить, посмотри, что бы ты мог посоветовать, а когда хочешь дать совет, посмотри, что бы ты мог похвалить» (Аристотель)
  • «Глупцы замечают только промахи людей и не обращают внимание на их достоинства. Они подобны мухам, которые норовят сесть только на воспаленную часть тела» (Абу-ль-Фарадж)
  • «Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле» (Публий)
  • «Человек по природе своей склонен более к осуждению, чем к похвале» (Н. Макиавелли)
  • «Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера» (С. Смайлс)
  • «Понять – значит прежде всего унифицировать» (А. Камю)
  • «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую» (В.О. Ключевский)
  • «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем» (Конфуций)

Обращаясь к термину «критерий» можно обнаружить разные подходы к его определению:

– признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления (1);

— мерило оценки, признак, правило, на основании которого производится выбор после измерения, оценка научной и практической деятельности (2);

— (др.-греч. Κριτήριον — способность различения, средство суждения, мерило) — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере). Различают логические (формальные) и эмпирические (экспериментальные) критерии истинности. Формальным критерием истины служат логические законы: истинно всё, что не заключает в себе противоречия, логически правильно. Эмпирическими критериями истинности служит соответствие знаний экспериментальным данным, например: «критерий пригодности объекта», «критерий превосходства объекта», «критерий достоверности результатов», «критерий достаточности испытаний» (3);

— уровень достижений, который определяется целью, по степени приближения к которой оценивается прогресс (4);

— количественно или качественно выраженный показатель степени достижения системой своих целей (5).

Как видим, под критерием может пониматься не только общий признак, но и конкретный показатель, имеющий качественные или количественные характеристики. Есть разные взгляды на соотношение критериев и показателей. В данной статье будет использован подход Совета Европы, подразумевающий под критерием определенную область для оценивания, а к показателям относящий конкретные количественные и качественные характеристики, имеющие проверяемый характер. Выделим основные требования к критериям и показателям при анализе занятия:

— должны быть четко и ясно сформулированы,

— должны быть открыты для обсуждения и внесения корректив,

— должны быть проверяемы,

— должны быть восприняты в педагогическом сообществе (профессиональное согласие),

— должны ориентироваться на общественные запросы и государственные требования в системе образования.

Прежде чем сформулировать критерии и показатели, стоит выделить компоненты готовности педагога к реализации задач современного образования (6):

Компоненты готовности Критерии Показатели
1.Мотивационная готовность Благоприятный психологический климат, содействующий личностному развитию и успешности. Осознанное отношение к общественным ценностям. Создание педагогических условий для обмена мнениями и возможности высказать собственное мнение. Предоставление права на ошибку. Направленность педагогической работы на успешность и личностное развитие учащихся.
2. Предметно-дидактическая готовность Постоянное профессиональное развитие педагога в своей предметной области. Выстраивание системы междисциплинарных связей и метапредметных действий. Владение культурными нормами и традициями. Отбор содержания предмета и понимание основных концепций. Знания педагога о нормативно-правовой базе образования в целом и в своей предметной области в частности. Педагогическая деятельность с учетом междисциплинарного и метапредметного подходов. Понимание и учет в своей педагогической практике социокультурных особенностей страны, региона и учащихся своей школы. Умение сочетать когнитивные и поведенческие компоненты активности учащихся. Владение информацией по инновациям в образовании и в своей предметной области.
3.Технологичес-кая (операционная) готовность Адекватное применение методик и технологий, современных достижений педагогики и психологии. Использование альтернативных источников информации. Вариативность методических подходов. Гибкость в использовании технологий и инструментов в зависимости от конкретной педагогической ситуации. Использование разработанных технологий для осуществления диагностики. Использование электронных ресурсов.
4. Креативная (творческая) готовность Акцент на самостоятельность и индивидуальность. Готовность действовать в нестандартных ситуациях. Интеллектуальная инициатива и поощрение творчества. Развитие самостоятельности и ответственности учащихся в образовательном процессе. Создание условий для генерации идей. Умение ориентироваться на ожидаемые результаты, анализировать и корректировать свои действия. Организация практической деятельности. Поощрение проектной работы учащихся, в том числе использование социальных проектов в педагогической практике.
5. Рефлексивная готовность Осмысленность педагогической деятельности. Формулирование проблем и видение путей их решения. Корреляция новых задач с достигнутыми ранее результатами. Адекватность самооценки собственных идей, предложений, опыта и т.д. Обоснованное принятие или непринятие идей, опыта, предложений и т.д. Умение ставить и осознавать цели. Разъяснение целей и задач, ориентация на ожидаемые результаты. Выделение основного. Способность соотносить педагогические действия с образовательными целями и результатами. Развитые навыки самоорганизации. Открытость установленных правил и норм, их конкретность и справедливость, возможность для обсуждения и изменения. Способность соотносить тактические и стратегические действия.
6. Организационная готовность Стимулирование познавательной деятельности учащихся. Открытость и осознанность педагогических действий. Использование исследовательского подхода в работе. Отказ от идеологического давления и манипулирования. Создание условий для развития у учащихся умений отличать факты от мнений и использовать убедительные аргументы в защиту собственной точки зрения. Выполнение действий, направленных на развитие личностных качеств, как основа построения педагогической деятельности.
7. Коммуникатив-ная готовность Сотрудничество и взаимодействие. Толерантность и принятие других точек зрения. Установление отношений, основанных на уважении и признании достоинства личности. Умение слушать и слышать друг друга. Поощрение стремления к саморазвитию и сотрудничеству с окружающими.
8. Методическая готовность Активность и вовлечение в деятельность. Разнообразие методических приемов и осознанность их выбора. Создание педагогических условий для перехода школьников от позиции пассивных слушателей к роли активных участников. Использование активных и интерактивных методов в своей педагогической практике. Включение в педагогическую деятельность рассмотрения ситуаций, способствующих формированию учащимися ответственной позиции и проявления ценностных ориентиров.

В современном глобальном мире нельзя передавать культурные ценности от старшего поколения к младшему через систему указаний и требований, нуждающихся в беспрекословном исполнении. Известная исследовательница М. Мид в своей работе «Культура и мир детства» назвала три типа культуры — постфигуративная, где дети прежде всего учатся у своих предшественников; кофигуративная, где и дети и взрослые учатся у сверстников; префигуративная, где взрослые учатся также у своих детей. По ее мнению, последний тип культуры все в большей степени отражает отношения, которые складываются в настоящее время (7). Поэтому для учителя важно быть открытым к изменениям, креативность (творческий подход к своей работе), готовность к постоянному развитию и образованию на протяжении всей профессиональной жизни. Для преподавателя важно создавать условия для проявления школьниками ценностных ориентиров: учет интересов «меньшинства», готовность совершать индивидуальный моральный выбор и нести за него ответственность, преодоление страха перед переменами и гибкость мышления, творческое и конструктивное мышление, понимание сиюминутных и долгосрочных интересов, толерантное отношение к социальным различиям и уважение многообразия, действие в рамках правовых норм.

При определении критериев оценивания современного занятия могут быть выбраны направления, отражающие как имеющиеся традиции отечественной педагогики, так и современные тенденции изменений. Первое направление относится к компоненту знаний, но с учетом реалий современного информационного общества формулируется немного иначе. Этот критерий в большей степени относится к предметным результатам образования в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Второй критерий находится на границе предметных и метапредметных результатов. Третий и четвертый критерии в большей степени относятся к личностным результатам. Вместе с тем, следует помнить об условности данного разделения, как и любой классификации вообще. Поэтому данный подход к формулированию критериев не может быть единственно правильным, но дает возможность для профессионального обсуждения. Показатели далеко не исчерпывают всех возможных результатов деятельности педагога, могут быть скорректированы и дополнены.

Критерии (направления оценивания) Показатели
Способствование информированности учащихся в образовательной области (знания по школьному предмету и межпредметные связи). Корректность использования понятийного аппарата, фактического и иллюстративного материала с точки зрения научности. Доступность (выбор оптимального уровня сложности) материала и способа изложения для учащихся (учет возрастных особенностей). Использование вопросов и заданий для проверки усвоения учащимися содержания (определение понятий, знание событий и фактов, представления о личностях и т.п.). Использование в процессе преподавания разных форм наглядности (ярких образов, иллюстрирующих примеров). Обращение внимание учащихся на наиболее значимое и важное в содержании учебной дисциплины. Проведение междисциплинарных, внутрикурсовых и межмодульных связей (опора на изученное, известное из других школьных предметов или на социальный опыт). Разнообразие источников получения информации (не менее 3-х разных источников на одном занятии).
Помощь в овладении учащимися умениями и навыками, опытом работы и практическим применением знаний. Использование разных способов работы с информацией (развитие умений анализировать текст документа, извлекать из него данные, переводить из одного формата в другой и т.п.). Использование вопросов разных видов в ходе занятия (информационные, проблемные, рефлексивные и т.п.). Включение в занятие заданий на развитие умений учащихся формулировать вопросы. Задания учащимся на развитие умений иллюстрировать собственные мысли примерами. Создание учебных ситуаций для обсуждения и дискуссий с развитием умений учащихся формулировать аргументы или контраргументы по обсуждаемым вопросам. Использование заданий на составление учащимися связного текста и развитие речи. Использование вопросов и заданий на сравнение и сопоставление. Включение заданий на раскрытие творческого потенциала и самостоятельности учащихся. Использование подходов, требующих устанавливать коммуникацию и взаимодействовать для решения поставленной задачи. Опора в преподавании на социальный опыт учащихся и обсуждение жизненных ситуаций.
Обращение внимания на ценностные ориентиры учащихся. Создание ситуаций, требующих занимать собственную позицию и высказывать собственную точку зрения. Поддержка толерантного отношения к различным мнениям и культурным особенностям. Обращение внимания на важность ценностных ориентиров и мировоззренческих принципов. Уважение человеческого достоинства и личностных особенностей учащихся. Создание ситуаций для обсуждения и принятия общих ценностей. Возможности для выбора и самоопределения учащихся.
Развитие организационной культуры учащихся. Включение рефлексивного подхода в преподавание (различные способы проведения рефлексии). Общее обсуждение и установление правил и процедур работы. Вовлечение учащихся в организацию занятия (через формулирование ожидаемых результатов занятия или темы занятия, участие в постановке задач, определении алгоритмов и т.п.). Использование различных способов мотивирования учащихся на занятии. Открытость и объективность процедуры оценивания (наличие критериев и объяснение). Доброжелательность и конструктивность оценивания, оценка различных элементов в комплексе и системе. Развивающий и дифференцированный характер оценки (опора на индивидуальные достижения). Использование различных форм оценивания (в том числе самооценки и взаимооценивания). Соотнесение полученных результатов с поставленными целями, задачами и ожиданиями.

Несомненно, критериев оценки занятия может быть значительно больше, они могут формулироваться и по другим основаниям. Например:

Владение предметным содержанием — постоянное профессиональное развитие педагога в своей предметной области (информированность о новых взглядах, подходах и концепциях, знакомство с периодическими изданиями в профессиональной области).

Адекватность и доступность — отбор содержания предмета в соответствии с целеполаганием и с ориентацией на результативность, понимание основных концепций и их потенциала в повышении качества образования.

Выстраивание системы междисциплинарных связей и метапредметных действий – акцентирование внимание на универсальные учебные действия учащихся

Инновационность — владение информацией по инновациям в образовании и в своей предметной области.

Креативность — предоставление права на ошибку, методическая грамотность при создании ситуаций для успешности учащихся и их самореализации в образовательном процессе, поддержка нестандартности в поиске решений, поощрение творчества и интеллектуальной инициативы.

Рефлексивность — способность к рефлексии, владение педагогической терминологией, умение понимать суть вопроса и точно формулировать ответы.

Методическое мастерство — адекватное применение методик и технологий, современных достижений педагогики и психологии, гибкость в использовании технологий и инструментов в зависимости от конкретной педагогической ситуации, вариативность методических подходов и использование электронных ресурсов в образовании.

Организация практической деятельности — стимулирование познавательной деятельности учащихся, использование исследовательского подхода в работе.

Активность и вовлечение в деятельность — создание педагогических условий для перехода школьников от позиции пассивных слушателей к роли активных участников, использование активных и интерактивных методов в своей педагогической практике.

В свою очередь, показатели могут формулироваться через ожидаемые или планируемые результаты:

— использование педагогами различных методик и источников информации при рассмотрении вопросов по содержанию своей предметной области;

— демонстрация возможностей педагога в области межпредметных связей;

— включение универсальных учебных действий в учебное занятие;

— установление коммуникации и сотрудничества педагога с учащимися и учащихся между собой;

— включение новейших достижений науки в предметной области и педагогических технологий в учебное занятие;

— понимание стратегии выстраивания занятия и критериев отбора материалов;

— продуктивность занятия и достижение запланированных результатов;

— включение приемов рефлексивного анализа в занятие и умение проводить рефлексию собственной педагогической деятельности.

Представляется необходимым конкретизировать требования к современному занятию, что поможет сделать дальнейшие шаги к объективности оценивания педагогической деятельности. При этом не стоит забывать, что любой анализ и оценивание должны строиться на позитивном мышлении, чтобы не происходило ситуаций из истории о негативном мышлении, которую любил рассказывать У. Черчилль:

Маленький мальчик упал с причала в глубокую океанскую воду. Старый моряк, не думая об опасности, нырнул в бурные волны, подхватил барахтающегося мальчика и в конце концов, измучившись, вытащил его на берег. Два дня спустя мать мальчика пришла с ним на тот же причал, разыскивая моряка, который спас ее сына. Найдя его, она спросила: «Это вы нырнули в воду и спасли моего сына?» «Я», — ответил моряк. И тут мать негодующе вопросила: «Тогда где же его шляпа?»

Литература

  1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. — М.: Академия, 2001.
  2. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. — М.: Высшая школа, 2004.
  3. Википедия.
  4. Оксфордский толковый словарь по психологии /Под ред. А.Ребера. – М., 2002.
  5. Социология. Словарь. Сост. Т. Е. Зерчанинова. – Екатеринбург: УрАГС, 2006.
  6. Иоффе А.Н. Подготовка учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьника. – М.: АПКиППРО, 2010. С. 57-59.
  7. М. Мид Культура и мир детства. — М.: Наука, 1988.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *