Малгаров Иннокентий Иннокентьевич , учитель физики Кыллахской СОШ Олекминского улуса

Малгаров Иннокентий Иннокентьевич, учитель физики Кыллахской СОШ Олекминского улуса

ИННОКЕНТИЙ МАЛГАРОВ: «РЕБЕНКУ НЕ НУЖНЫ ГОТОВЫЕ ЗНАНИЯ»

На этой неделе в Самаре завершился конкурс «Учитель года России — 2016». Из года в года это престижное соревнование с 27-летней историей молодеет, всё больше молодых специалистов признаются лучшими в своих регионах. Одним из таких участников оказался и учитель физики и информатики Кыллахской школы Олекминского района Иннокентий Малгаров.

 «МЫ НЕ ЛУЧШИЕ УЧИТЕЛЯ, ЛУЧШИЕ ОСТАЛИСЬ В ШКОЛАХ»

— Поздравляю с прошедшим Днем учителя и с окончанием конкурса! И, пока свежи впечатления, поделитесь ими, что больше всего запомнилось?

— Спасибо! Впечатлений много. На подготовку давался один год, потом были две недели конкурсных испытаний. За это время я взглянул на себя с другой стороны. В этом году на конкурсе нововведением стало то, что эссе писали не дома, а прямо на месте, как на ЕГЭ. Это было забавно, ведь обычно это мы, учителя, заставляем учеников писать работы.

Конечно, больше всего впечатлений оставил урок, который я провел для самарских школьников. Жюри дали мне тему «Кинематика. Повторение и обобщение». Честно говоря, не ожидал, что на моем уроке физики из 12 девятиклассников будет десять девочек и два мальчика, из-за этого было трудновато, ведь мы с детьми должны были провести эксперимент и сделать выводы. Отличие мальчиков от девочек в том, что они смелее, быстрее приступают к опытам, а девочки подходят с осторожностью, сомневаются во всем, зато хорошо умеют обобщать и делать выводы. Главное, что у нас всё получилось, урок прошел на 120%. Я считаю, что не нужно давать ребенку готовые знания, а стараться создавать учебные ситуации, чтобы он мыслил сам.

— Получается, это обучение не по стандарту школьной программы?

— Нет, это можно назвать опережающим обучением. Если говорить о моей системе работы, то я стараюсь понятия из разных разделов физики связывать друг с другом, потому что в жизни не бывает такого, что вот отдельно кинематика, а вот динамика. Чтобы школьникам было понятней, чтобы они умели сами ориентироваться в физике, я думаю, такой подход очень кстати. Когда я учился в ЯГУ в Физико-техническом институте, у нас был кружок «Физика. Системно-структурный подход», его вел наш профессор Тимофей Васильевич Назаров. Здесь мы узнали, что все физические явления можно структурировать, чтобы не перегружать головы учеников простой зубрежкой цифр и определений. Об этом, кстати, много говорят в связи с ЕГЭ. Я считаю, что миссия учителя заключатся в том, чтобы развить мотивацию ученика. У каждого есть нужда приобретать новые знания, но она может не проявиться, и задача учителя в том, чтобы эту нужду превратить в потребность, чтобы он сам хотел изучать что-то новое.

— Каковы итоги конкурса? Что вам дало участие?

— Благодаря конкурсу стал критически относиться к себе, теперь у меня есть своя концепция, свои принципы, которыми я руководствуюсь, буду работать более системно. Конкурс дал много новых друзей, теперь у меня есть знакомые в каждом регионе страны. Все без исключения участники оказались удивительными, душевными людьми, преданными своей профессии. Кстати, среди конкурсантов родилась такая шутка: «Мы не лучшие учителя, лучшие остались в школах и пашут, а мы просто участвуем в конкурсе».

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить коллектив своей школы, администрацию района, который выделил на подготовку около полумиллиона рублей, без них было бы проблемно с теми же транспортными расходами. Отдельное спасибо методисту Елене Ивановне Томской. Также мне помогали Институт развития образования, учитель физики ЯГНГ Наталья Платонова и мой преподаватель из СВФУ Т. В. Назаров, Клуб «Учитель года РС(Я)» (председатель Ю. В. Кынатов), я еще многих не перечислил, но всем им я благодарен. Рад и горд, что они в меня поверили.

 О НОВОМ МИНИСТРЕ И ЗАРПЛАТАХ

— На одном из этапов модератором была сама Ольга Васильева. Как вам новый министр? С ее приходом школы ждет множество перемен.

— Многие из представленных изменений касаются меня как физика и классного руководителя, к примеру, усиление трудового воспитания в школах и возвращение в программу астрономии. По-моему, она говорит о тех вещах, которые люди хотят услышать, и попадает в точку, но как это все будет реализовываться, посмотрим в будущем.

Дмитрий Ливанов — человек, близкий к вузам и науке, а Ольга Васильева ближе к общему образованию. Думаю, это правильно, что сменилось направление, может, вообще разделят министерство на образование и профобразование и на отдельно науку.

— Если бы вы стали министром образования, что бы поменяли в нашей системе образования?

— В первую очередь мне не нравится, что повышение зарплаты учителя происходит за счет увеличения нагрузки. При стандартных 18 часах нагрузки зарплату в 57 тысяч рублей, которая считается у нас средней, не получишь, от силы будет где-то 25 тысяч, в зависимости от школы и количества детей. Кроме того, много бумажной работы, приходится вести одновременно электронный и обычный журнал. В общем, проблем немало.

ХОЧУ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ РОДНОМУ СЕЛУ

— Расскажите о себе. Почему выбрали профессию учителя?

— Я из педагогической династии. Когда учился в школе, у нас не было постоянного учителя физики, его заменяли то математик, то географ, и даже преподаватель трактороведения. А мне всегда нравилась эта наука. Знаете, с одной стороны, даже хорошо, что у меня не было нормального школьного учителя физики, у меня нет перед глазами примера, значит, нет рамок, я не боюсь пробовать новые методы и приемы работы. И то, что я сдал ЕГЭ по физике не на самый высокий балл, тоже подтолкнуло меня усиленно развиваться. После окончания университета мне предлагали остаться работать в Якутске, но я уже решил быть полезным своему селу. А еще сейчас я заочно учусь в аспирантуре Пединститута СВФУ.

— Какие проблемы испытывает сельская школа?

— У нас новый поселок, поэтому молодые семьи не переехали в город, и в первый класс в этом году пошли 18 детей, для нас это очень даже хороший показатель. Школа новая, поэтому весь район нам завидует, у нас хорошая обеспеченность, нет вакансий. Правда, с Интернетом проблемы. Кстати, преимущество села перед городом в том, что сельский учитель бесплатно готовит к экзаменам, нет платных секций. А в городе за каждый шаг нужно платить — за репетиторов, кружки.

В целом, конечно, в селе много проблем, а школах холодно, здания старые, деревянные. В соседних школах, к примеру, мало детей. Есть даже такое, что, чтобы школу не закрыли, некоторые учителя усыновляют детей из приютов. Это, я считаю, героизм и очень патриотичный поступок.

— Что лучший учитель Якутии-2015 пожелает своим коллегам?

— Мы работаем с очень хрупкой материей, с детьми, поэтому на нас особая ответственность. Говорят, учитель — это профессия дальнего действия, результат нашей работы не сиюминутный, проявляется спустя годы. Хочу пожелать всем педагогам, чтобы они стремились к переменам. Если работать, как вчера, позавчера, год назад, то не будет никакого развития, а ведь учитель — это та профессия, которая требует постоянного обновления. Нужно стараться подавать положительный пример не только на уроках, но и в жизни, это элемент воспитания. Это же касается и родителей. Думаю, каждому из нас стоит вспомнить себя в детстве: мы учились лучше по тем предметам, учитель которого нам нравился, именно такие уроки вспоминают с теплотой

Ксения ГАБЫШЕВА

«Якутск вечерний», 2016 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *