Интервью с Батюшкиным П. Д.
Батюшкин Прокопий Дмитриевич
1. Расскажите о себе, какую школу, ВУЗ закончили, о своем педагогическом пути, как пришли в образование и именно в эту школу?
В 120 километрах к северу от города Вилюйска есть небольшой наслег — I-Кюлетский. Именно оттуда я родом. Хотя по отцу мои корни из Среднеколымского улуса. К слову, в прошлом году на родине моего отца победу на конкурсе тоже посчитали «своей», что тоже в какой-то мере, наверное, правильно…
После успешного окончания 8-го класса Кюлетской СОШ, поступил в Верхневилюйскую республиканскую гимназию им. М.А. Алексеева, где и учился с 1996-1999гг. Все эти годы я жил в интернате, где дети из разных улусов и наслегов постигали азы самостоятельной жизни. К примеру, с тех пор домой я стал приезжать только на каникулы.
В целом с верхневилюйской землей связано много знаковых моментов. Я там приобрел много новых друзей, имел счастье учиться у многих известных педагогов республики, многие из которых сыграли большую роль в моей жизни… Много лет спустя судьба связала меня с моей супругой, уроженкой села Верхневилюйск, тоже выпускницей гимназии.
Почему-то мои родные все были уверены, что из меня выйдет именно учитель. Не знаю, на чем основывалась эта уверенность, но когда примерно в 10-м классе я заявил, что буду учителем истории, они это восприняли как должное. Подходили к концу смутные 90-е, но авторитет учителя в сельской местности был по-прежнему высок. Почему именно истории? С детства любил читать книги на исторические темы.
В 1999 г. поступил на историческое отделение ИЮФ (впоследствии ИФ ЯГУ). Из всех приятных моментов, связанных со студенческими годами, сегодня хочется вспомнить педагогическую практику в 23-й школе г. Якутск. Меня, студента 4-го курса, прикрепили к Бортниковой Светлане Геннадьевне. У меня в личном архиве долго хранилась ее записка с «комментариями» о моем первом самостоятельном уроке. Когда только начинал работать учителем, я имел привычку время от времени перечитывать эту записку. Нередко эти слова придавали мне чувство уверенности перед работой. Спустя десяток лет, мы часто пересекаемся со Светланой Геннадьевной в составе комиссии по проверке работ ЕГЭ по обществознанию.
Правда, после окончания университета мне внезапно предоставилась возможность поступить на очную аспирантуру, чем я и воспользовался. Однако завершить аспирантуру и защититься мне так и не удалось. Но если Нестору Петровичу из «Большой перемены» это не удалось в силу любовного фиаско, то я на тот период, думаю, просто «не созрел» для науки. По крайней мере, для себя я решил именно так и уехал работать учителем в улус.
Моим первым местом работы в полном смысле этого слова следует считать Теплоключевскую школу Томпонского улуса. Школа была малокомплектная, но условия и коллектив были замечательные. Эти времена запомнились мне как поиском себя на педагогическом поприще.
Спустя три года я переехал в Якутск. Помню с каким волнением ждал встречи для собеседования с Таюрской Тамарой Семеновной — директором МОБУ СОШ №33. Она, прочитав мое резюме, внимательно посмотрела в мои глаза… С тех пор прошло уже восемь лет, как я работаю в этой, теперь уже в нашей, школе. В школе самобытной, с уникальным педагогическим коллективом со своим почерком. Тут стоит вспомнить одно из первых впечатлений на новом месте работы — это контраст по сравнению с малокомплектной школой. В кабинете вместо 6 учеников — три десятка… Не скрою, на первых порах чувствовал себя довольно необычно.
2. Почему появилась потребность участвовать в конкурсе УГ?
Что такое педагогический конкурс имел возможность ознакомиться еще будучи учителем Теплоключеской школы. Однако, настоящее испытание предстояло пройти в 2012 году, когда принял участие на муниципальном этапе конкурса «Учитель года». В тот год безоговорочным победителем стала Айна Михайловна Стручкова — профессионал с большой буквы. Для меня же конкурс среди прочего запомнился тем, что среди всех участников было двое мужчин с одинаковой фамилией (второй — Андрей Владимирович Батюшкин из Саха-корейской СОШ), и что конкурс начался в день моего рождения. Второй момент стал впоследствии тоже знаковым, ведь именно в день моего рождения, в прошлом году я стал победителем престижного конкурса «Учитель года Западной Якутии -2017». Как ни парадоксально бы не звучало, но именно проиграв в этом конкурсе, я понял, что выбрал правильный путь. Появилось чувство, что можно развиваться дальше.
В 2012 году я принял участие на республиканском конкурсе «Лучший учитель истории», который прошел в с.Чурапча. Среди коллег по цеху удалось выступить получше — занял второе место. Необходимый опыт, столь важный в конкурсных делах, постепенно накапливался. Правда, после этого я на несколько лет отошел от конкурсных дел, сосредоточившись только на основной работе.
Год назад показалось, что рутина начинает затягивать, и я решил вновь почувствовать «драйв» конкурсных испытаний, освежить свои знания и навыки. С таким настроением я и поехал в Верхневилюйск, чтобы участвовать в «УГЗЯ» и воочию увидеть абсолютных победителей российского этапа (Овчинников А.В., Кочережко С.С., Шагалов А.М.)…
3. Что ожидали от республиканского конкурса и что оказалось на самом деле?
Все ожидания совпали с реальностью. Сложный этап подготовки, переживания, с одной стороны, с другой — новые знакомства с коллегами, бесценный обмен опытом… Что касается результата. Чтобы слишком не переживать за результат, поставили задачу — поэтапно проходить конкурсные испытания. Когда объявили имя победителя, меня переполняли чувства радости вперемешку с удивлением. Но это другая история.
4. Что изменилось в вашей жизни после успеха?
Успех влечет за собой ответственность. Причем как в профессиональном, так и в жизненном отношении. Добавилось больше общественной нагрузки. Хотя я сам думаю, что мало изменился — все так же продолжаю работать в моей школе. Без сомнения, к позитивным моментам нужно отнести новые знакомства с коллегами — с интересными личностями, у которых не грех научиться чему-то новому.
5. Как проходит подготовка к российскому финалу?
В прошлом году был составлен план, которого мы стараемся более или менее придерживаться. Председатель Клуба Ю.В. Кынатов при составлении плана, наверное, впервые в нашей республике включил пункты о проведении уроков за пределами республики. Помимо образовательных, стояла задача почувствовать разницу в менталитете детей. Так, появилась уникальная возможность провести уроки истории в Академической гимназии №56 г.Санкт-Петербург, в лицее «Иннополис». Что сказать по поводу проведенных уроков: аксиому о роли личности учителя на уроке никто не отменял. Но при этом дети всегда остаются детьми. Если урок и учитель интересен детям, то и они обязательно пойдут навстречу. Безусловно, кое-какие выводы для себя были сделаны.
В процессе подготовки неоценимую помощь оказывают директор школы, одноклубники. Одним словом, команда единомышленников.
6. Как вы относитесь к перманентным реформам в образовании?
Никак. На обдумывание глубинных причин частых изменений в системе образования иногда не хватает времени.
7. Расскажите коротко о своих увлечениях.
В последние годы появился интерес к краеведению. Если не брать в расчет конкурсные ожидания, то есть мечта в ближайшие годы написать книгу об истории родного наслега. Причем об истории дореволюционной, о которой, к сожалению, многие мои земляки подзабыли.