Серебряный Пеликан. Намцы. 2018 г.
«Учительская газета», №12 от 20 марта 2018 года Дороже золота «Серебряный пеликан» улетел на полюс холода Автор статьи — Вадим Мелешко | |
В Намском улусе Якутии прошел VI открытый профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания «Серебряный пеликан»-2018, посвященный памяти заслуженного работника народного хозяйства Республики Саха (Якутия) Александра Степановича Миронова. Испытать себя в честном соревновании лучших учителей региона сюда съехались 21 педагог из 13 улусов. |
Название
конкурса, наверное, кого-то может ввести в заблуждение — с пеликаном все вроде
бы понятно, но почему серебряный, а не золотой?
На самом деле, как рассказал заместитель начальника Управления образования
Намского улуса Иван Ноговицын, здесь нет никакой тайны. Просто у народа саха
теплое и доброе серебро традиционно ценилось выше холодного и злого золота
(которого здесь наряду с платиной, алмазами и прочими «дарами природы» тоже
предостаточно).
Победитель конкурса «Серебряный пеликан»-2018 Матрена Петрова
Уникальность
же момента в том, что сам по себе конкурс в республике проводится далеко не
первый год, просто раньше он назывался иначе — «Учитель года Западной Якутии»,
а теперь, так сказать, произошел ребрендинг. Впрочем, и тогда, и сейчас
попробовать свои силы в профессиональных испытаниях учительского мастерства
могли жители далеко не только западных улусов, но и все, кто был в состоянии
добраться до места проведения конкурса. И если раньше этим местом было село
Верхневилюйск, то теперь решено переместить эпицентр событий поближе к столице.
Выбор пал на Намскую улусную гимназию им Н.С.Охлопкова.
— Здесь условия для проведения конкурсных мероприятий и проживания гостей
ничуть не хуже, чем в Верхневилюйске, плюс ко всему добираться от аэропорта
все-таки ближе, всего час вместо десяти, — рассказывает директор гимназии
Александр Новгородов, к слову, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года
России»- 2009. — Но не скрою, что, будучи заместителем председателя
республиканского клуба «Учитель года Республики Саха (Якутия)», я приложил свою
руку. Ведь это очень престижно, когда в улусе проходит мероприятие
республиканского уровня!
Впрочем, стоит отметить, что таковым оно стало лишь в этом году. Дело в том,
что сам клуб — организация общественная, и все его инициативы имеют тот же
статус. Но поскольку за пять лет своего существования конкурс стал известен не
только на всю Якутию, но и благодаря «Учительской газете» на всю страну, на
высшем уровне было принято решение повысить степень его значимости.
А как же старый добрый конкурс «Учитель года», спросите вы? Нет ли здесь замены
или подмены, не множим ли мы сущности сверх необходимого, выражаясь языком
английского философа Уильяма Оккама?
— Ни в коем случае! — говорит директор верхневилюйской школы №4, председатель
клуба «Учитель года Республики Саха (Якутия)» Юрий Кынатов. — «Серебряный
пеликан» не конкурент «Учителю года», несмотря на то что оба конкурса во многом
схожи как по форме, так и по содержанию. Просто это еще одна возможность для
наших педагогов проявить себя, а также, что греха таить, подготовиться к
участию в соревнованиях федерального уровня. А еще у нашей инициативы есть одна
уникальная особенность: по окончании конкурсных испытаний каждый участник имеет
возможность пообщаться с членами жюри, получить консультацию, прояснить
какие-либо моменты. Подобный «разбор полетов» очень помогает, особенно молодым
педагогам, которым крайне важно услышать авторитетное мнение от своих именитых
коллег.
Еще бы! Ведь среди членов жюри — учитель истории и обществознания гимназии №116
Санкт-Петербурга, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года
России»-2017 Илья Демаков, руководитель отдела IT-сопровождения и
дистанционного обучения Дагестанского института развития образования, финалист
Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2010 Магомедшапи Дибиров, учитель
физики лицея №8 города Сосновый Бор Ленинградской области, победитель
конкурса «Учитель года Ленинградской области»-2016, победитель Всероссийского
конкурса «Педагогический дебют»-2017 Алексей Граков, директор
Ленинградского областного центра развития одаренных детей и юношества, победитель
Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2014, победитель конкурса «Лучший
учитель немецкого языка России»-2012 Денис Рочев, учитель биологии школы №619
Санкт-Петербурга, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016
Максим Рыжов и другие. Они не только судили других, но и дали мастер-классы по
своим предметам.
По словам Юрия Кынатова, организаторы конкурса с первых лет его существования
старались включить в состав экспертов людей, чьи имена известны всему
педагогическому сообществу, — учителя математики санкт-петербургского
физико-математического лицея №239, победителя Всероссийского конкурса «Учитель
года России»-2012 Вадима Соломина, учителя математики московской школы
№1520 имени Капцовых, лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года
России»-2011 Алексея Доронина, учителя истории и обществознания,
абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015
Сергея Кочережко, профессора кафедры профессионального развития педагогических
работников Института дополнительного образования МГПУ, члена жюри очного тура
Всероссийского конкурса «Учитель года России» Андрея Иоффе и так далее. Они не
только работают в роли членов жюри, но и участвуют в педагогических десантах,
выезжая в арктические и отдаленные улусы. Но порой никуда ехать и не нужно,
например, преподаватель биологии и природоведения средней школы села Баловнева
Липецкой области, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года
России»-2011 Алексей Овчинников совместно с коллегами организовал онлайн-школу,
в работе которой могут принять участие прежде всего педагоги, которым в силу
географического положения трудно выбраться на «большую землю». В частности,
такая практика обмена опытом и повышения квалификации широко распространена в
Верхневилюйске.
— Мы хотим акцентировать внимание на том, что успешный учитель года обязательно
успешен и как преподаватель, вопреки утверждению, будто бы это не более чем
шоумен, неспособный учить детей, — считает Юрий Кынатов. — Нет, это не так, и
этот стереотип мы разрушаем.
Какова же мотивация самих участников конкурса «Серебряный пеликан»? Вот что
ответила на этот вопрос учитель химии Намской улусной гимназии имени
Н.С.Охлопкова Алина Гаврильева:
— Профессиональные конкурсы для нас, молодых учителей, очень важны. Они
помогают нам расти, развиваться и совершенствоваться, к тому же в процессе
подготовки и по ходу мероприятия мы наблюдаем за выступлениями учителей из
других улусов. Это праздник знания! И еще: мне очень приятно было ощутить ту
колоссальную поддержку, которую оказали мне мои коллеги, наставники и ученики.
И я твердо знаю, что, какое бы место ни заняла, они будут относиться ко мне с
добротой и уважением.
— На конкурсе такого рода я впервые, — говорит учитель русского языка и
литературы Верхневилюйского республиканского лицея-интерната имени
М.А.Алексеева Александра Борисова. — И, быть может, вряд ли стала бы
участвовать, но однажды к нам в школу приехал с лекциями заместитель директора
республиканского ИРО ИПК Юрий Иванович Семенов. Это были мотивационные лекции,
и меня зацепили его слова о том, что мечтать необходимо каждому человеку,
поскольку мечты имеют обыкновение сбываться. А конкурсный учитель живет мечтой.
И я подумала, почему бы и нет? После лекции пообщалась со своими детьми, и они
сказали: «Да что вам терять, вы же классный педагог, езжайте, а мы вам поможем,
визитку сделаем, ролик тоже, езжайте, там ведь всего один урок, а мы с вами
всегда!» И это тоже мотивация.
Учитель истории школы №33 Якутска, абсолютный победитель регионального конкурса
«Учитель года Якутии»-2018 Прокопий Батюшкин в прошлом году сам участвовал в
конкурсе «Учитель года Западной Якутии», а теперь уже в роли члена жюри
«Серебряного пеликана» оценивает уровень квалификации своих коллег. По его
словам, это мероприятие помогает увидеть собственные недостатки и понять, где и
в чем у тебя сильные стороны.
— Конкурс дает колоссальный опыт, — уверен Батюшкин. — Скажу честно, у меня его
было маловато, однако само участие стало мотивационным импульсом для
профессионального развития. Я смотрю, как это делают другие, и пытаюсь делать
так же.
А может, наоборот, пытается сделать иначе, по-другому, еще лучше. Возможно,
поэтому в конкурсе обычно принимают участие люди, не лишенные здоровой
амбициозности.
…О том, насколько важен этот конкурс для Республики Саха, можно судить по
именам людей, присутствовавших на торжественных церемониях открытия и
награждения участников: первый заместитель министра образования и науки
Феодосия Габышева, глава Намского улуса Александр Атласов, руководитель департамента
внутренней политики администрации главы и правительства Якутии Василий Гуляев,
руководитель отдела кадровой работы и государственной службы Министерства
образования и науки Анна Гуляева, директор Института развития образования и
повышения квалификации им. С.Н.Донского Галина Алексеева, заместитель
председателя правления акционерного коммерческого банка «Алмазэргиэнбанк»
Анатолий Табунанов, супруга Александра Миронова Лена Гаврильевна, заместитель
главы по строительству и капитальному ремонту Намского улуса Степан Матвеев,
коммерческий директор ГУП «ТЦТР» Константин Конончук, доцент кафедры социальной
педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального
университета им. М.К.Аммосова Надежда Ноговицына, заместитель директора
Института новых технологий Вера Жерготова, директор Намского педагогического
колледжа им. И.Е.Винокурова Елена Никитина, финалист Всероссийского конкурса
«Учитель года»-2016 Иннокентий Малгаров и другие.
Каждый из них постарался помочь участникам конкурса не только добрым словом, но
и делом. В итоге никто из «пеликанов» не ушел обделенным, для каждого у
организаторов, спонсоров и членов жюри нашлись и поздравления, и ценные призы.
Победителем VI открытого конкурса профессионального мастерства «Серебряный
пеликан»-2018 была единодушно признана учитель русского языка и литературы
Томторской средней общеобразовательной школы им. Н.М.Заболоцкого Оймяконского
района Матрена Петрова. А это значит, что, вполне возможно, в следующем году
конкурс пройдет на полюсе холода, как называют поселок Оймякон!
II место заняла учитель химии Намской улусной гимназии им. Н.С.Охлопкова
Намского улуса Алина Гаврильева. Она же стала победительницей и в номинации
«Золотой урок». Дома, как известно, и стены помогают, а находясь под
покровительством столь мощного эгрегора дорогих учеников и соратников, грех
уйти без медали!
III место досталось учителю английского языка Сунтарского политехнического
лицея Сунтарского улуса Сардане Никитиной. Жюри было восхищено ее мастерством и
артистизмом, умением превратить урок иностранного в праздник для ребят.
А специальный приз «Учитель ученических признаний» был присужден учителю
истории и обществознания школы №12 Якутска Анатолию Шепеткину.
Запомните их имена! Коль скоро «Серебряный пеликан» помогает каждому педагогу
поверить в себя, вполне вероятно, что в скором времени лауреаты и победители
этого конкурса покажут, на что они способны и в других профессиональных
испытаниях, например на Всероссийском конкурсе «Учитель года России»!