Серебряный Пеликан. Намцы. 2018 г.

Серебряный Пеликан. Намцы. 2018 г.

«Учительская газета», №12 от 20 марта 2018 года Дороже золота «Серебряный пеликан» улетел на полюс холода
Автор статьи — Вадим Мелешко  
В Намском улусе Якутии прошел VI открытый профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания «Серебряный пеликан»-2018, посвященный памяти заслуженного работника народного хозяйства Республики Саха (Якутия) Александра Степановича Миронова. Испытать себя в честном соревновании лучших учителей региона сюда съехались 21 педагог из 13 улусов.

Название конкурса, наверное, кого-то может ввести в заблуждение — с пеликаном все вроде бы понятно, но почему серебряный, а не золотой?
На самом деле, как рассказал заместитель начальника Управления образования Намского улуса Иван Ноговицын, здесь нет никакой тайны. Просто у народа саха теплое и доброе серебро традиционно ценилось выше холодного и злого золота (которого здесь наряду с платиной, алмазами и прочими «дарами природы» тоже предостаточно).

Победитель конкурса «Серебряный пеликан»-2018 Матрена Петрова

Уникальность же момента в том, что сам по себе конкурс в республике проводится далеко не первый год, просто раньше он назывался иначе — «Учитель года Западной Якутии», а теперь, так сказать, произошел ребрендинг. Впрочем, и тогда, и сейчас попробовать свои силы в профессиональных испытаниях учительского мастерства могли жители далеко не только западных улусов, но и все, кто был в состоянии добраться до места проведения конкурса. И если раньше этим местом было село Верхневилюйск, то теперь решено переместить эпицентр событий поближе к столице. Выбор пал на Намскую улусную гимназию им Н.С.Охлопкова.
— Здесь условия для проведения конкурсных мероприятий и проживания гостей ничуть не хуже, чем в Верхневилюйске, плюс ко всему добираться от аэропорта все-таки ближе, всего час вместо десяти, — рассказывает директор гимназии Александр Новгородов, к слову, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»- 2009. — Но не скрою, что, будучи заместителем председателя республиканского клуба «Учитель года Республики Саха (Якутия)», я приложил свою руку. Ведь это очень престижно, когда в улусе проходит мероприятие республиканского уровня!
Впрочем, стоит отметить, что таковым оно стало лишь в этом году. Дело в том, что сам клуб — организация общественная, и все его инициативы имеют тот же статус. Но поскольку за пять лет своего существования конкурс стал известен не только на всю Якутию, но и благодаря «Учительской газете» на всю страну, на высшем уровне было принято решение повысить степень его значимости.
А как же старый добрый конкурс «Учитель года», спросите вы? Нет ли здесь замены или подмены, не множим ли мы сущности сверх необходимого, выражаясь языком английского философа Уильяма Оккама?
— Ни в коем случае! — говорит директор верхневилюйской школы №4, председатель клуба «Учитель года Республики Саха (Якутия)» Юрий Кынатов. — «Серебряный пеликан» не конкурент «Учителю года», несмотря на то что оба конкурса во многом схожи как по форме, так и по содержанию. Просто это еще одна возможность для наших педагогов проявить себя, а также, что греха таить, подготовиться к участию в соревнованиях федерального уровня. А еще у нашей инициативы есть одна уникальная особенность: по окончании конкурсных испытаний каждый участник имеет возможность пообщаться с членами жюри, получить консультацию, прояснить какие-либо моменты. Подобный «разбор полетов» очень помогает, особенно молодым педагогам, которым крайне важно услышать авторитетное мнение от своих именитых коллег.
Еще бы! Ведь среди членов жюри — учитель истории и обществознания гимназии №116 Санкт-Петербурга, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017 Илья Демаков, руководитель отдела IT-сопровождения и дистанционного обучения Дагестанского института развития образования, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2010 Магомедшапи Дибиров, учитель физики лицея №8 города Сосновый Бор Ленинградской области, победитель конкурса «Учитель года Ленинградской области»-2016, победитель Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»-2017 Алексей Граков, директор Ленинградского областного центра развития одаренных детей и юношества, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2014, победитель конкурса «Лучший учитель немецкого языка России»-2012 Денис Рочев, учитель биологии школы №619 Санкт-Петербурга, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016 Максим Рыжов и другие. Они не только судили других, но и дали мастер-классы по своим предметам.
По словам Юрия Кынатова, организаторы конкурса с первых лет его существования старались включить в состав экспертов людей, чьи имена известны всему педагогическому сообществу, — учителя математики санкт-петербургского физико-математического лицея №239, победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012 Вадима Соломина, учителя математики московской школы №1520 имени Капцовых, лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011 Алексея Доронина, учителя истории и обществознания, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015 Сергея Кочережко, профессора кафедры профессионального развития педагогических работников Института дополнительного образования МГПУ, члена жюри очного тура Всероссийского конкурса «Учитель года России» Андрея Иоффе и так далее. Они не только работают в роли членов жюри, но и участвуют в педагогических десантах, выезжая в арктические и отдаленные улусы. Но порой никуда ехать и не нужно, например, преподаватель биологии и природоведения средней школы села Баловнева Липецкой области, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011 Алексей Овчинников совместно с коллегами организовал онлайн-школу, в работе которой могут принять участие прежде всего педагоги, которым в силу географического положения трудно выбраться на «большую землю». В частности, такая практика обмена опытом и повышения квалификации широко распространена в Верхневилюйске.
— Мы хотим акцентировать внимание на том, что успешный учитель года обязательно успешен и как преподаватель, вопреки утверждению, будто бы это не более чем шоумен, неспособный учить детей, — считает Юрий Кынатов. — Нет, это не так, и этот стереотип мы разрушаем.
Какова же мотивация самих участников конкурса «Серебряный пеликан»? Вот что ответила на этот вопрос учитель химии Намской улусной гимназии имени Н.С.Охлопкова Алина Гаврильева:
— Профессиональные конкурсы для нас, молодых учителей, очень важны. Они помогают нам расти, развиваться и совершенствоваться, к тому же в процессе подготовки и по ходу мероприятия мы наблюдаем за выступлениями учителей из других улусов. Это праздник знания! И еще: мне очень приятно было ощутить ту колоссальную поддержку, которую оказали мне мои коллеги, наставники и ученики. И я твердо знаю, что, какое бы место ни заняла, они будут относиться ко мне с добротой и уважением.
— На конкурсе такого рода я впервые, — говорит учитель русского языка и литературы Верхневилюйского республиканского лицея-интерната имени М.А.Алексеева Александра Борисова. — И, быть может, вряд ли стала бы участвовать, но однажды к нам в школу приехал с лекциями заместитель директора республиканского ИРО ИПК Юрий Иванович Семенов. Это были мотивационные лекции, и меня зацепили его слова о том, что мечтать необходимо каждому человеку, поскольку мечты имеют обыкновение сбываться. А конкурсный учитель живет мечтой. И я подумала, почему бы и нет? После лекции пообщалась со своими детьми, и они сказали: «Да что вам терять, вы же классный педагог, езжайте, а мы вам поможем, визитку сделаем, ролик тоже, езжайте, там ведь всего один урок, а мы с вами всегда!» И это тоже мотивация.
Учитель истории школы №33 Якутска, абсолютный победитель регионального конкурса «Учитель года Якутии»-2018 Прокопий Батюшкин в прошлом году сам участвовал в конкурсе «Учитель года Западной Якутии», а теперь уже в роли члена жюри «Серебряного пеликана» оценивает уровень квалификации своих коллег. По его словам, это мероприятие помогает увидеть собственные недостатки и понять, где и в чем у тебя сильные стороны.
— Конкурс дает колоссальный опыт, — уверен Батюшкин. — Скажу честно, у меня его было маловато, однако само участие стало мотивационным импульсом для профессионального развития. Я смотрю, как это делают другие, и пытаюсь делать так же.
А может, наоборот, пытается сделать иначе, по-другому, еще лучше. Возможно, поэтому в конкурсе обычно принимают участие люди, не лишенные здоровой амбициозности.
…О том, насколько важен этот конкурс для Республики Саха, можно судить по именам людей, присутствовавших на торжественных церемониях открытия и награждения участников: первый заместитель министра образования и науки Феодосия Габышева, глава Намского улуса Александр Атласов, руководитель департамента внутренней политики администрации главы и правительства Якутии Василий Гуляев, руководитель отдела кадровой работы и государственной службы Министерства образования и науки Анна Гуляева, директор Института развития образования и повышения квалификации им. С.Н.Донского Галина Алексеева, заместитель председателя правления акционерного коммерческого банка «Алмазэргиэнбанк» Анатолий Табунанов, супруга Александра Миронова Лена Гаврильевна, заместитель главы по строительству и капитальному ремонту Намского улуса Степан Матвеев, коммерческий директор ГУП «ТЦТР» Константин Конончук, доцент кафедры социальной педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова Надежда Ноговицына, заместитель директора Института новых технологий Вера Жерготова, директор Намского педагогического колледжа им. И.Е.Винокурова Елена Никитина, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года»-2016 Иннокентий Малгаров и другие.
Каждый из них постарался помочь участникам конкурса не только добрым словом, но и делом. В итоге никто из «пеликанов» не ушел обделенным, для каждого у организаторов, спонсоров и членов жюри нашлись и поздравления, и ценные призы.
Победителем VI открытого конкурса профессионального мастерства «Серебряный пеликан»-2018 была единодушно признана учитель русского языка и литературы Томторской средней общеобразовательной школы им. Н.М.Заболоцкого Оймяконского района Матрена Петрова. А это значит, что, вполне возможно, в следующем году конкурс пройдет на полюсе холода, как называют поселок Оймякон!
II место заняла учитель химии Намской улусной гимназии им. Н.С.Охлопкова Намского улуса Алина Гаврильева. Она же стала победительницей и в номинации «Золотой урок». Дома, как известно, и стены помогают, а находясь под покровительством столь мощного эгрегора дорогих учеников и соратников, грех уйти без медали!
III место досталось учителю английского языка Сунтарского политехнического лицея Сунтарского улуса Сардане Никитиной. Жюри было восхищено ее мастерством и артистизмом, умением превратить урок иностранного в праздник для ребят.
А специальный приз «Учитель ученических признаний» был присужден учителю истории и обществознания школы №12 Якутска Анатолию Шепеткину.
Запомните их имена! Коль скоро «Серебряный пеликан» помогает каждому педагогу поверить в себя, вполне вероятно, что в скором времени лауреаты и победители этого конкурса покажут, на что они способны и в других профессиональных испытаниях, например на Всероссийском конкурсе «Учитель года России»!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *