А.Н.Иоффе
Иоффе Андрей Наумович, д.пед.н., профессор Института дополнительного образования ГАОУ ВО МГПУ и АПКиППРО,
Зачем нужна рефлексия в образовании?
Мотивационно-рефлексивная технология (МРТ).
Современный мир постоянно доказывает, что успешный человек – это тот, кто понимает смысл своих действий, осознанно относится к жизни, обладает способностью эффективно планировать и проектировать. Образовательные стандарты, нормативно-правовые акты разных уровней обращают внимание на необходимость системно-деятельностного подхода в образовании. Этого невозможно добиться без развития рефлексивного взгляда, умения анализировать и оценивать свои действия и достигнутые результаты. Казалось бы, что легче для человека, чем заглянуть внутрь себя. Однако это не так. В одной притче говорится, что когда боги создавали людей, они задумались над тем, где скрыть дар жизни человека, чтобы он был в безопасности и сохранности, чтобы даже сам человек не мог принести сам себе зло. Сначала его хотели спрятать на вершине самой высокой горы. Потом решили погрузить на дно океана. Думали о песках пустынь и льдах вечной мерзлоты, горячих источниках и чаще дремучего леса. После долгих размышлений они, в конце концов, нашли ответ. Они поместили дар в самих людей, потому что редко кому приходит в голову заглянуть в себя. И чтобы обезопасить дар, боги устроили человеческие глаза так, чтобы они могли смотреть только наружу, а не внутрь.
Дар есть в каждом человеке – маленьком и большом, умном и не очень. Поэтому одной из важнейших задач педагогов является помощь в его поиске и обретении. А это нельзя сделать без умения заглянуть внутрь себя – то есть без рефлексии, что в переводе с латинского означает «обращение назад, внутрь, отражение». Нельзя научить рефлексивному взгляду, если педагог сам не использует подобные подходы. Джон Дьюи в 1933г. определил «рефлексивное преподавание» как «активное, постоянное и осторожное рассмотрение каждого мнения или предполагаемой формы знания с точки зрения их истоков». Главная цель педагога – прийти к ясному пониманию установок, лежащих в основе его поведения как учителя, возможно, пересмотреть эти установки, оценить свое поведение в свете ценностей, целей и реакций учащихся. Это процесс, в котором учитель систематически и достаточно активно размышляет (рефлексирует) по поводу своей преподавательской деятельности, пытается прояснить значимые смыслы и повысить эффективность преподавания.
Коротко остановимся на мотивации, что требует отдельного материал для подробного рассмотрения. Сегодня нередко можно услышать от педагогов, что ученики не имеют мотивации, не хотят учиться. Эта позиция имеет под собой основания, но несколько преувеличена. Не будем забывать, что те же школьники с удовольствием осваивают современные гаджеты, обсуждают компьютерные игры, следят за новостями в мире кино и эстрады. То есть учатся, но только не тому, что предлагают им современные школьные программы – в этом отношении многих современные школьников можно назвать людьми с ограниченной образовательной мотивацией (ООМ). И это не значит, что надо отказаться от традиционных знаний. Но следует искать новые пути и подходы, чтобы было интересно учиться.
Н. Тэффи в рассказе «Святой стыд» описала ситуацию, когда капитан развлекал всех смешными историями. Только 3 аристократки не только не смеялись, но и с недовольными лицами покинули компанию, хотя капитан очень старался их насмешить. Перед сном капитан еще раз вспомнил свои рассказы, устыдившись их фривольным содержанием. Капитан понял, что задел их нравственные ценности, и стал на завтраке приносить свои извинения. На это он услышал ответ, что не содержание историй расстроило дам, а то, что капитан постоянно перевирал концовку, упуская всю соль и остроту. И только студент и домохозяйки, которым все было в новинку, не понимали этого и радовались. Возможно, не всегда нежелание учиться связано с общим негативным отношением к образованию. Об этом стоит задуматься. Нередко под термином «учиться» педагоги понимают процесс выслушивания лекций или выполнения заданий в классе. На одном из обсуждений учитель рассказывал о том, что он с детьми периодически использует такие формы занятий, как встречи с представителями органов власти и общественных организаций, походы в музей, экскурсии по городу и т.п. При этом была использована фраза, что в эти 2 дня «дети не учатся», освобождаются от занятий. То есть данная работа не идентифицируется как обучение.
Само слово мотивация происходит от латинского «movere» — «двигать, толкать», под ней подразумеваются внутренние и внешние побуждения, вызывающие активность организма, определяющие ее формы, границы и направленность. Это осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. Мотивы могут быть разделены на познавательные (направленность на содержание учебного материала) и социальные (стремление взаимодействовать с другими людьми и возможными источниками информации). Обратим внимание, что в образовательном процессе и познавательные, и социальные мотивы обладают равной значимостью и ценностью. Мотивы нередко смешивают со стимулами или же сводят процесс мотивации к стимулированию. Это не совсем правильно. Существует разница между подлинной и формальной (через установленные стимулы) мотивацией. Ее показывает одна история. В одном из международных конкурсов по русскому языку победители заочного этапа приехали в Москву. Один из участников специально сделал ошибки, чтобы не выиграть конкурс, когда узнал, что наградой победителю будет поездка в один из небольших городов центральной России, где он будет участвовать в театральном представлении. Стимул был, а мотивация отсутствовала. Эта история хорошо иллюстрирует сложившееся заблуждение, что отметки – самый главный способ мотивации школьников.
Если коротко перечислить основные требования к мотивации на занятиях, то можно назвать следующие:
— должна вызывать интерес, привлекать внимание;
— обладает простотой и доступностью для понимания, соответствие возрасту, интересам и особенностям учащихся;
— экономична с точки зрения временных и энергетических затрат;
— адекватна и соотносится с темой и содержательными вопросами;
Рефлексия показывает способность человека осмыслить жизненный опыт с целью прийти к новому пониманию, обосновать собственные убеждения и ценностные ориентиры, выйти за пределы «автоматически» текущего процесса. Она включает построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок. Рефлексия помогает человеку не только осознать свои поступки, отношения, ценности, но при необходимости, их перестроить, найти новые основания для этого. Не случайно А. Камю утверждал, что опыт служит человеку, когда осознается.
При этом в российском обществе заметен дефицит организационной культуры в целом, и рефлексивной культуры в частности. В том числе и в образовании. Включается ли рефлексия в структуру занятий? Хорошо ли развиты механизмы обратной связи в преподавании? Находят ли педагоги в своей интенсивной работе время на обсуждение произошедшего (если только занятие не является открытым или конкурсным уроком)? Наверное, сегодня рано говорить о том, что рефлексивный подход стал школьной повседневностью, а не некоторой педагогической экзотикой и инновацией. Реклама учит нас, что не надо «париться», «брать в голову» и «заморачиваться», слишком много размышлять и сомневаться – надо схватить, а после разбираться, нужно это или нет. «С глаз долой – из сердца вон» — для многих это становится лозунгом работы, при которой главное отчитаться и забыть, поставить «галочку» и успокоиться. Такой потребительский акцент явно не способствует продвижению рефлексивного мышления. Да и в советское время термин «рефлексирующий интеллигент» скорее обращался к негативному образу человека, который не может что-то сделать в результате вечных сомнений, некий Буриданов осёл, умерший от голода между двумя стогами сена из-за неспособности сделать выбор.
Не случайно многие педагоги недооценивают рефлексию, считают ее включение в занятия напрасной тратой времени и сил, разговорами ни о чем и не по делу. Конечно, и такое случается при отсутствии системности, последовательности и адекватности применения подобного подхода. Следует помнить, что искусственное включение в урок обратной связи формального характера (когда учащиеся повторяют заученные «правильные» ответы по поводу своего понимания происходящего). Здесь нужна технология, помогающая учителю работать в нескольких магистральных направлениях. Важно понимать, что рефлексия и мотивация являются взаимосвязанными составляющими современного эффективного занятия, поэтому можно говорить о мотивационно-рефлексивной технологии (МРТ).
Одним из приоритетов МРТ является развитие мышления. Оно может быть как дивергентным – творческий поиск разных способов и путей решения проблемы, так и конвергентным – умение действовать по алгоритму, выстраивая четкую последовательность шагов. Учащийся продвигается по линиям: не знал знаю; не замечал вижу. Учитель может использовать простую табличную форму, позволяющую от начала занятия до его завершения акцентировать внимание на рефлексивном компоненте:
Вопрос | Знаю | Хочу узнать | Узнал |
В коммуникативном плане рефлексия направлена на взаимодействие и сотрудничество, выстраивание взаимопонимания: не слышал слышу, не понимал понимаю, не признавал признаю. Обратная связь – часть процесса коммуникации, которая помогает определить области для совершенствования, показывает, как исправить и улучшить выполнение работы, направляет на совместную продуктивную работу с окружающими. Укрепляющая обратная связь обращает внимание на успехи и достижения, вырабатывая уверенность в себе. Корректирующая обратная связь указывает на сферы, нуждающиеся в усовершенствовании и улучшениях. Следует помнить, что излишняя критичность и акцент на сделанные ошибки снижают мотивацию к образованию, формируют комплекс «учебной неполноценности». При этом каждое занятие обладают высоким потенциалом для преодоления себя, совершения пусть небольшого, но «подвига на уроке», как бы громко данное утверждение ни звучало. У бегуна, который приходит к финишу последним, тоже должен быть свой подвиг – не сойти с дистанции, улучшить свое предыдущее время или отыграть у своей усталости долю секунды. Поэтому такой подход может помочь решению проблемы совместного обучения успешных и отстающих детей, в том числе и школьников с ограниченными возможностями здоровья. Каждое занятие – ситуация для преодоления себя, достижения какого-то успеха (большого или маленького, глобального или локального, индивидуального или коллективного). В этом аспекте укрепляющая обратная связь является ведущей, а корректирующая выполняет вспомогательную роль.
Наконец, в мотивационном аспекте рефлексия позволяет выработать позитивное отношение к образованию в целом и учебе в конкретной области: не интересовался хочу узнать; не обращал внимания появился интерес. Учитель может предложить в конце занятия на листе бумаги обвести ладонь и в районе каждого из пяти пальцев: большой – для меня это важно _________ / неважно ____________; указательный — я получил конкретные рекомендации ____________ / я не узнал для себя ничего нового __________; средний — мне было интересно, легко __________ / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось) ___________; безымянный – мне было легко общаться, потому что _________ / мне было трудно общаться из-за того, что ___________; мизинец – хочу для себя выяснить _________________.
В этом смысле рефлексия не сводится к подведению итогов занятия, оцениванию и самооценке, хотя, несомненно, пересечения есть. Можно говорить о рефлексии двух уровней – процессуальной, когда человек делает остановку в рамках продолжающейся деятельности, выходит за ее пределы и вносит необходимые коррективы; и результативной, когда происходит фиксация и осмысление полученных в итоге результатов деятельности.
Мотивационно-рефлексивная технология включает в себе множество приемов, которые каждый педагог может отобрать в зависимости от особенностей обучающихся, сложившейся ситуации, содержания предметной области и имеющихся ресурсов. Уже на ранних этапах развития ребенка можно включать рефлексивные компоненты через выражение своего мнения цветом — новизна, интерес, активность, сложность, понятность, желание продолжать и т.п. Для старших возрастных групп можно использовать выражение своего мнения через вписывание слова в фигуру. Учащимся предлагается 3-4 фигуры (например, квадрат, треугольник и круг). В каждой фигуре предлагается написать по одной мысли, которые возникли после завершения занятия: в треугольнике – о чем задумались; в квадрате – что представляется спорным; в круге – что требует дополнительных размышлений.
Игровая форма может использоваться с помощью мяча, поймав который обучающийся должен сказать важную идею или ответ на вопрос, а затем задать свой вопрос и бросить мяч следующему. Конечно, визуальный образ своего отношения к произошедшему может быть передан через популярные у детей смайлики. Если работа шла в группе, то можно предложить за 3 минуты нарисовать на плакате то, чему группа научилась в ходе проведенного занятия. Или все вместе создают групповую картину, отражающую общее настроение или состояние каждого из участников (в рефлексии важно не только общее мнение, но и обращение внимание на индивидуальную позицию). Другим коллективным способом рефлексии может стать общий рассказ, когда каждый ученик произносит одно предложение, а остальные по очереди развивают и дополняют его мысли (это может быть одним из ответов на вопрос учителя или же проводиться в свободной форме). Такой рассказ может быть создан и с помощью интернет-пространства, когда учащиеся будут «по цепочке» пересылать текст, дополняя его своим предложением.
Традиционной и самой распространенной формой проведения рефлексии являются ответы на вопросы. Их не должно быть много, не следует делать их банальными или непонятными. Хорошо бы, чтобы не только однозначные ответы предполагались по результатам обсуждения: Вам было интересно? Все получилось? Приведем короткий список вопросов, который может бесконечно дополняться:
Что я делаю (делал, делала)? Как я это делаю (делал, делала)? Почему я действовал(ла) так, а не иначе? Что у меня хорошо получилось на занятии? Что осталось непонятным, требует уточнения, дополнительного разъяснения? Зачем нужно это знать? Какую проблему решали, изучая данную тему? Какие выводы я сделал(а) на данном занятии? Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема? Насколько активно я работал(а)? Все ли слушали друг друга? Что не понравилось на занятии? Что бы я изменил(а) в своих действиях или поведении? Какие результаты были достигнуты?
Вариантом рефлексивных вопросов могут быть утверждения, по которым обучающимся предлагается занять одну из позиций — СОГЛАСЕН ПОЛНОСТЬЮ – СОГЛАСЕН ЧАСТИЧНО – НЕ СОГЛАСЕН (вариантов ответов может быть и больше – например, сомневаюсь, не знаю, затрудняюсь ответить и др.).
Еще одним эффективным способом проведения рефлексии является предложение завершить фразу или предложение:
Мне стало известно, что … Меня особенно привлекло и заинтересовало, что … То, что мне стало известно, может повлиять на … На уроке для меня было открытием… После урока мне захотелось… Полученные знания я смогу использовать…
Можно использовать и противопоставление: Самое лучшее в занятии (упражнении) было…, а самое худшее… . Самое интересное было… , а самое скучное… . Самым веселым было…, а самым серьезным … . Мне бы хотелось, чтобы… . Мне бы не хотелось, чтобы… . Я был(а) уверен(а) в себе, когда… . Я чувствовал(а) себя неуверенно, когда… .
Результатами такой работы является понимание учащимися способов деятельности на занятии, развитие умений формулировать свою позицию, оценка полученного опыта, способность выделять трудности и видеть способы их преодоления, соотнесение планируемых и достигнутых результатов, готовность к эмоциональной, интеллектуальной (содержательная) и организационной обратной связи. Целеполагание на занятии, которое может выражаться в формулировании ожидаемых результатов, также дает возможность проведения рефлексивного анализа. В заключительной части может происходить возвращение к сформулированным ранее ожиданиям и соотнесение планируемого и достигнутого.
Системным способом проведения самостоятельной рефлексии может стать заполнение дневника, где учащийся будет фиксировать самое важное. Его структура может быть разной – хроника образовательных событий прошедшей недели, список учебных достижений, оценка прочитанных книг или просмотренных фильмов и т.п. При этом надо помнить о том, что каждый человек обладает неприкосновенностью частной жизнью и его приватное пространство должно быть защищено. Поэтому личные записи в таких дневниках не должны стать известны без желания самого автора. Это одно из важных правил защиты достоинства человека, которое не должны нарушать ни учителя, ни дети.
Говоря об общих требованиях, которые выдвигает мотивационно-рефлексивная технология в области педагогической деятельности, назовем несколько значимых составляющих, лежащих в основе данного подхода:
1. Систематическая обратная связь, проводимая через использование различных механизмов, установленная в разной форме (устных или письменных ответов, электронного общения, визуальных образов и т.п.).
2. Сочетание личной позиции и общего мнения (коллективная и индивидуальная рефлексия).
3. Открытость позиции, отсутствие «окончательных» и правильных ответов, что является одним из главных признаков, не допускающим превращения мотивационно-рефлексивной технологии в формальный отчет.
4. Разнообразие форм и приемов, позволяющих удивлять и вовлекать обучающихся в мыслительный процесс, не превращаться в рутину и устоявшиеся шаблоны.
5. Уважительное отношение к каждому мнению, основанное на поддержке достоинства каждого участника образовательного процесса, конфиденциальности, приватности, педагогической деликатности и такта.
6. Компактное использование мотивационно-рефлексивных приемов, позволяющее избегать затянутости, громоздкости и излишней сложности в применении на практике данного подхода.
7. Интеграционный характер технологии, позволяющий использовать данный подход в сочетании с другими образовательными технологиями с учетом неразрывной связи мотивации и рефлексии в учебно-воспитательном процессе.
Идея рефлексии далеко не нова ни в мире, ни в отечественной педагогике. Еще в 1972 году П.Г. Щедровицкий делал доклад о важности рефлексии в жизни человека. Практически все современные педагогические технологии заявляют о необходимости включения рефлексии в образовательный процесс. Хочется надеяться, что статья поможет учителям, которые хотят развивать организационную и рефлексивную культуру (свою и своих учеников), увидеть конкретные приемы и практические советы в данной области, использовать их в своей работе. Завершим размышления о роли рефлексии притчей о внутренним мире человека:
Три человека получили по 3 кубометра досок. Каждого попросили огородить возможно большую площадь забором. Первый взял доски и распределил их по границе прямоугольного участка, насколько хватило материала. Второй положил доски горизонтально – получился длинный, но низкий забор. А третий взял несколько досок, вбил их вокруг себя и написал с внутренней стороны «Вход».
Рефлексия позволяет человека не строить заборы, а быть открытым бесконечному миру – как внешнему, так и внутреннему.