Финляндия -Эстония Ноябрь 2019г.
В детстве, когда читала сказки Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена, перед глазами возникали не только всем известные сказочные персонажи, но европейские городки, узкие улочки, вымощенные гладкими камнями, древние башенки с остроконечными крышами и массивными деревянными ставнями и дверями, также живо представляла и речку с прекрасными белоснежными лебедями и бедным гадким утенком. И вот побывала и воочию увидела два прекрасных европейских города — Хельсинки и Таллин! Эти пять дней были поистине сказочны! Почему же народ Финляндии так благополучен? Почему же люди этой страны ощущают себя такими цельными и уверенными? Возможно оттого, что все они ощущают себя единым целым с природой, нет болезненного чувства отрыва от природы матушки. Каждый, от мала до велика, ценит то, что его окружает. Детки в садиках и школах ходят босиком, каждую перемену выходят на воздух, на уроках и занятиях делают поделки из природных натуральных материалов, прямо в классах есть специальные ящики с песком и боксы с камушками и ребенок играет, копается, делает фигурки. С первых дней жизни ребенка приучивают, закаляют к резкому сырому воздуху. А воздух в Финляндии целебный, чистый, так как город утопает в зелени. Всюду пышные дубравы, высоченные сосны, кусти жимолости, черники, шиповника. Мы были в Хельсинке поздней осенью, когда небо серое- серое, по утрам густой туман окутывает белым дымком всю округу, а днем этот туман оставляет после себя сырость, и гладкие камни обрастают вечнозеленым мхом. И вот несмотря на такую непогоду и ненастье, все мы были очарованы красотой осеннего леса, когда на голых кустах свисают крупные ягоды черники и шиповника, на голой рябине красиво алеют гроздья алых плодов, так красиво! Удивительно перемещивается золото опавших листьев с вечнозелеными соснами и елями. Везде и всюду разлита очаровательная прелесть уходящей осени и приходящей чудесной волшебной зимы.
Инна Радомировна Дмитриева
Международный педагогический семинар “Стратегии и практики современного образования: опыт России и Финляндии”
Прежде чем начать свое повествование, я хочу напомнить аксиому, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Школа — социальный институт общества, и общество в лице тех, кто им управляет, строит школу так, чтобы получить максимально положительный и оптимальный результат. Так было и так будет всегда. Дело лишь в том, насколько откровенно и открыто ставятся те или иные цели перед школой. Однако тут дело уже в самой школе. Точнее в ее руководителях — в их проницательности, разуме и как ни странно, стойкости. Их задача — вовремя разглядеть положительные потребности общества, отграничить их от потребностей ложных и от неразумных запросов, коих очень много благодаря развитию современных масс-медиа, чтобы не допустить таких посягательств на судьбы юного поколения.
Путешествие по школам — весьма интересное и познавательное мероприятие. И еще занимательнее их сравнивать. Не только школы, но и их образовательный уклад.
Итак, Санкт-Петербург. Россия. Величественный город, прекрасная архитектура, один из самых известных и красивых городов мира! А еще в славном Городе Петра есть образовательный центр » Альфа-диалог», который организовал нам незабываемый педагогический тур по школам российского Петербурга и финского Хельсинки.
В Петербурге мы посетили Академическую гимназию №56. История школы начинается с 1937 года. Она тогда открылась как неполная средняя школа. А сейчас гимназия -это огромный конгломерат. Не иначе. В него входят 2 дошкольных учреждения, 2 начальные школы, средняя и старшая школы. Академическая гимназия — неизменный победитель многих российских образовательных конкурсов. Это школа, которая в течении нескольких лет является бессменным лидером во внедрении инновационных образовательных программ. Мы были поражены, увидев весь масштаб основного здания школы, где учатся среднее и старшее звено. Символом Академии является Ученый бобер, который грызет Гранит Науки. Заместитель директора гимназии, руководитель ресурсного центра Волков Андрей Александрович провел для нас экскурсию по учреждению. Школа просторная, светлая. Оформление этажей школы придерживается стиля определенной тематики. Например, 3 этаж был посвящен зарубежным странам и их культуре. Один этаж посвящен русской поэзии, а еще другой — науке.
Рекреации очень необычные и стильные. Вместо классических информационных стендов висят электронные табло или сенсорные дисплеи. Классные кабинеты оборудованы самыми передовыми цифровыми технологиями. В одном классе все наше внимание приковала огромная, на всю стену «от А до Я», смарт доска. В школе также есть зоны психологической разгрузки, где ученики могут посидеть в тишине и уюте. Везде в школе чинно, благородно и аккуратно. Под конец мы собрались в актовом зале, провели содержательную беседу с администрацией школы.
Дальше мы поехали в Финляндию. Мы остановились в образовательном корпусе в пригороде Хельсинки Кауняйнене. Страна известна своей продвинутой образовательной системой. Как было отмечено, именно жизнь заказывает нужную для себя школу. Вот здесь и кроется отличие финской школы от российской. Скажем так, российское образование — это классическое, финское (поскольку заказ общества другой) — основано на демократичности и индивидуализации. Финское общеобразовательное обучение включает школы двух ступеней: нижняя 1-6 классы и верхняя — 7-9 классы. В дополнительном 10 классе улучшают свои оценки, затем поступают либо в профессиональный колледж, либо в высшие учебные заведения. Обучение в Финляндии бесплатное. И хотя учащиеся не сдают переводных экзаменов, но при поступлении в ВУЗы проходят через жесткий экзамен.
Первая школа, которую мы посетили находится в самом Кауняйнене. Эта была начальная школа. Что удивило, это здание школы. Оно не похоже на наши здания. Здесь школы не имеют какого-то единого проекта. Все очень индивидуально. Ознакомила нас с образовательной системой директор школы. Переводчиком выступила Наталья, которая преподает русский язык в этой же школе. Она работает в данной школе уже 26 год. До этого преподавала 9лет в российской школе.
Так вот, что же интересно в финской школе? Попытаемся найти ответ, почему Финляндия занимает лидирующее положение по оценке качества обучения в мире ( PISA).
Во-первых, демократичность во всем. Нет единой школьной формы ни у учащихся, ни у учителей.
Во-вторых, нет зачетов, контрольных работ, экзаменов, олимпиад. Для учащихся, которые не могут усвоить программу, оказывают дополнительную поддержку. У них в приоритете равенство в образовании. Все должны получить качественное образование. Нет так называемых элитарных школ или школ для избранных. Таких разделений не существует в принципе. В начальном звене с 1 по 3 класс не ставится оценка вообще. Есть тесты или выдаются разноуровневые задания, итоги которых сообщаются родителям строго в индивидуальном порядке посредством электронной почты.
В-третьих, нет термина и понятия как воспитательная работа. Потому что там education — в смысле того, что образование и воспитание неразделимые понятия. Так и должно быть. Дети получают знания в междисциплинарной форме. Таким образом, один факт или пример ученики могут рассмотреть с разных научных ракурсов.
В-четвертых, в каждом классе по два учителя, один из которых является помощником.
Также есть коррекционные классы, где обучаются дети с девиантным поведением. В данной школе был один коррекционный класс с пятью учащимися. В этом классе одновременно находятся три учителя и медсестра. Это значит, что индивидуальная работа с такими детьми ведется на высоком уровне. Кстати, мужчина, который представился нам как помощник учителя, неплохо говорил по русски, и самое интересное — он доехал до Читинской области на велосипеде.
Кабинеты оснащены современными образовательными ресурсами. Очень рационально используют каждую площадь здания. Парты мобильные, расставлены как угодно, только не по рядам, как в российских школах. Уроки — это пары по 70 минут. На перемене все дети поголовно выходят на свежий воздух. Для них ни ветер, ни дождь, ни другие погодные перипетии не являются препоном. То есть в любую погоду дети выходят во двор поиграть и побегать. Всюду царит некий творческий беспорядок, но все к месту. Везде развешаны работы учащихся, стены обклеены различными памятками. Взяли и налепили. Все очень ярко и необычно, вместе с тем весьма интересно. Мастерская и кабинет труда — это что-то невообразимое. Оснащение полное, от и до. Шкафы в мастерской на всю стену с инструментами, в кабинете труда чего только нет: ряды швейных машин, ткацкий станок, компьютеры, полки от пола до потолка с ящичками с пряжей. Шкаф с нитками, иголками, ножницами в идеальном порядке, все на месте. Самое интересное и мальчики и девочки плотничают, в таком же составе занимаются рукодельем. Нет у них такого понятия как разделение труда по гендерному типу.
И еще, когда мы были в садике, мне очень понравилось такое направление работы, как обучение детей сдерживать свои эмоции. Такая работа начинается в дошкольный период. Такой подход считаю весьма приемлемым и необходимым. В итоге ребенок приходит в школу эмоционально подготовленным, умеющим адекватно реагировать на окружающую среду. К слову сказать, учителя оказывается не вмешиваются в конфликты детей. Тем самым они способствуют успешной социализации ребенка в обществе. Почему успешной? Потому что ученик, испытывая на себе различные трудности общения и сосуществования в коллективе, познает модель жизни в реальной обстановке. Впоследствии, во взрослой жизни, он уже будет относиться к той или иной жизненной ситуации более осмысленно и не будет вести себя как выпавший из гнезда птенец. Его с детства приучают к самостоятельности. К взрослой жизни готовятся серьезно и нацеленно. Учителя прежде всего обучают детей умению выбирать свой путь и место в жизни.
Также мы побывали в школе имени Карамзиной, если перевести на русский язык. Школа названа в честь Авроры Шернваль — Карамзиной, статс-дамы русского императорского двора, занимавшейся благотворительностью. Тоже необычное здание, внутренний уклад соответственно олицетворяет финскую систему образования.
Что интересно, в Финляндии очень трепетно относятся к своему свободному времени. Для них это свято. После работы у них не принято говорить о работе, тем более беспокоить их вне рабочее время. Учителя — это действительно люди творчества. Нет у них ни проверок, ни каких то дополнительных обязаловок. Дышится им легко и свободно, не затюканы различными приказами, «хотелками» вышестоящих органов, не завалены никому не нужной документацией. И все это конечно очень импонирует. Зарплата у финских учителей высокая, хотя и не принято у них это озвучивать. Но и налоги выше. Чем больше зарплата, тем выше и налоги. Вот поэтому Финляндия входит в топ стран с высоким уровнем жизни.
Мы действительно убедились в том, что финское образование придерживается таких принципов как равенство, доверие, доступность для всех (имею ввиду абсолютно бесплатное обучение), практичность, индивидуализация, добровольность и самостоятельность.
Культурная часть нашего педагогического тура тоже была весьма разнообразной. В Петербурге посетили Государственный Русский музей, ранее известный как Русский музей Императора Александра III, повезло нам попасть на премьеру оперы Лючия ди Ламмермур в знаменитом Мариинском театре. Встретили праздник начала рождественских дней в Хельсинки, видели как зажигают елочку на Сенатской площади и Санта Клауса на красной карете с оленями. Почувствовали необычный средневековый колорит Таллина в Эстонии, постояли на берегу Балтийского моря…
От имени нашей группы сердечно благодарим директора Верхневилюйской средней школы number 4 Юрия Васильевича Кынатова и наших коллег из Альфа-Диалога за организацию столь содержательного и разностороннего педагогического тура.
Автор Корякина АА.
ВВСОШ №4
Семинар учителей Верхневилюйска в Финляндии
В конце ноября группа учителей Верхневилюйского улуса( 16 из 24) и ряда других районов посетили Петербург и Финляндию, дабы на практике ознакомиться со знаменитой финской школой, одной из лучших в мире. Поездка была организована Центром дополнительного образования «Альфа Диалог», которая ранее также помогала организовать курсы учителей в Петербурге. 22-23 ноября группа посетила знаменитую питерскую гимназию №56, где проходил всероссийский конкурс « Учитель года России 2018» и где до сих пор помнят блестящее выступление Прокопия Батюшкина, учителя истории СОШ№33 г.Якутска, выпускника Верхневилюйской гимназии -1999г. Гимназия отличается высоким качеством образования, это идеал современной российской школы. Полностью оснащенные, с интерактивными панелями и досками, панорамными экранами, красочно оформленными кабинетами. Гимназия укомплектована высококвалифицированными кадрами, великолепно организован учебный процесс. Все дополнительное обучение проходит в стенах школы, которая располагает несколькими зданиями. Учителя и дети все в форме, чувствуется, что они находятся в рамках правил поведения и корпоративной этики. Безусловно, несмотря на то ,что они декларируют прием по территории, попасть в гимназию непросто. Как учащимся, так и учителям. Как говорится, эта лучшая витрина петербургского образования, в отличие от «дворовых» школ, состояние которых отличает высокая текучка кадров и учащихся и слабое оснащение. 24-26 ноября группа выехала в Финляндию. Мы там посетили две школы и один детсад. «Сансипеллон» — новый большой детсад, открытый в 2014г. Характерно то, что проекты зданий сделаны специально с учетом удобства для воспитателей и безопасности детей. Полы нагреваются напольным отоплением и дети и воспитатели все ходят босиком. В спальнях стоит прохлада. Создается ощущение, что они детей с малых лет приучают к прохладе. В перерывах занятий все детсадовцы и школьники выходят на свежий воздух и играют на улице. Интересно, но охраны в школах нет. Нет и металлодетекторов. Нас разместили в пригороде Хельсинки Кауниайнене. В « Тюевяен Акатемии» было уютно, аскетично и …прохладно. Возможно, это связано с дороговизной тепла. Но с первых дней мы поняли, что финнов характеризует практичность, экономность, простота архитектурного стиля домов и школ, аскетичность. В Финляндии прогрессивный налог 30%, налог на безработицу и налог на пенсию по 6-8%. Поэтому там не принято показывать свое благосостояние, это считается неприличным. Богатым быть невыгодно. Больше половины доходов уйдет на налоги. Финны принципиально не перерабатывают. А силу профсоюзов мы почувствовали сами, когда забастовали почтовики, в знак солидарности забастовали и все автобусники, все железнодорожники, все аэропорты и паромщики и мы не попали в запланированный рейс на Стокгольм. Еще удивительнее финские школы. Там нет воспитательной работы, соответственно и завуча такого нет. Все проблемы семьи, непосещений занятий пересылаются в социальные службы, которые не беспокоят школу, а работают сами. Нет там и АХЧ. Все вопросы ремонта решает школьное управление города, при этом директор не пишет заявки, а управление само должно приехать и посмотреть, что где протекает. Нет у них и КТП (контрольно тематических планов) учителей. В учебниках подобие КТП уже есть, кстати, учебники выбирают учителя сами. Т.е. там нет строго рекомендованных учебников. Самое удивительное в школах нет ЕГЭ и ОГЭ, нет ДКР и ВПР. Нет Спартакиад школьников и олимпиад, конференций. Нет в Финляндии и конкурсов различных. Нет аттестации учителей, категорий.Они занимаются обучением, ежедневно, системно. Нет рейтингов школ и они осторожно относятся к оцениванию и отметкам учащихся. Премии учителям выписываются, но это строго секретно. Секрет успеха финнов видится мне в сильной системной работе и отсутствии бюрократического и административного нажима на учителя. Наша школа по сравнении с ними занимается всем, распыляет силы. Слишком большая нагрузка на учителя, он должен быть не только педагогом, но и разбираться в семейных отношениях, исполнять гимны, петь и танцевать, писать статьи и проекты, учиться, участвовать в конкурсах и готовить к НПК. На частную жизнь времени не остается. У них не так. Учитель учит, 24 часа в неделю, это полная ставка. Больше ничем он не занят. Финны трепетно относятся к своей частной жизни и не позволяют государству занимать слишком много времени. Для них жизнь – это не работа. А работа для жизни. Начальная школа у них 6 лет три из которых без оценивания. Учитель начальных классов это универсал. Подготовка учителей там поставлена на высоком уровне. Учителем может быть только специалист профильного вуза. Есть у них и помощники учителя. Это как наши лаборанты, но более широкие права у них. С 7 по 9 у них основная школа. По окончании они пишут простой тест, по итогам которой получают рекомендации. На второй год очень редко кто остается. Те, кто нацелен на ВУЗ, идут учиться дальше в лукио ( типа лицея), экзамены в которые очень строгие. Про проверочные работы PISA в школах, которые мы посетили, не знают. Это удивительно, ведь по PISA финны заняли седьмое место в мире в этом году. Эстонские школьники заняли первое место в Европе. А первые места в мире заняли китайские города и Сингапур. А у нас PISA будут писать, например в Сургулуксом СОШ, условия которой весьма далеки от финских школ, которые и не знают про эту систему проверок. Домашние задания в началке очень легкие, все выполнение Д.Р. должно войти в 30 минут. Телефоны под запретом, в некоторых школах и на переменах. Родители никогда и ни за что не платят. Питерская 56 гимназия тоже не собирает с родителей никаких денег, но при этом на мероприятия в год тратит 5 млн.рб пожертвований, добровольных безусловно. В питерской школе у директора много замов, в финской только один. Учатся они 5 дней. Английский учат с первого класса. Кроме обычных классов есть социальные классы и классы для детей с трудностями обучения. Очень сильно поставлена индивидуальная работа. Ранняя диагностика и специальный индивидуальный подход помогают детям преодолевать трудности обучения. Мы видели, как в детсаде в одну смену находились несколько воспитателей и помощников, медсестра и психолог. Занимались по два-три ребенка. С малых лет приучают к к самостоятельному выбору – утром сами выбирают из предложенных занятий, чем им было бы интересно заниматься. Все рисуют финские флаги и вывешивают все рисунки. По учебе никого не выделяют, принцип равенства процветает. Вместо Стокгольма организаторы любезно предоставили нам путешествие в Таллинн – столицу Эстонии с лучшим в Европе образованием. 27-28 ноября мы были в Таллине и отбыли в Петербург. Побывать в школах мы не смогли, зато узнали, что в Эстонии есть типа ГИА, но там на тройку сдать очень легко – один балл из ста дает право на тройку. Весьма гуманистический подход, если вспомнить наши ГИА с видеокамерами, металлоискателем, онлайн шпионажем, кучей формальностей и высокими порогами экзаменов. В конце нам стало немного грустно, причину этого можно понять, сопоставив нашу действительность и их условия работы. Зарплаты в финских школах от 2300 до 5000 евро. В эстонских гораздо ниже, от 1300 до 2500.
Финская школа оставила впечатление совершенно демократичной, не пафосной, как наши школы, но весьма эффективной. Наверное, наши впечатления поверхностны, и многого мы не узнали в столь короткий срок, но по моему, на их образование наложила отпечаток сама их история и вера. Протестантизм, проповедовавший трудолюбие и аскетизм, борьба с гигантской империей-соседом, способствовали такому развитию.
От имени группы учителей, благодарим начальника образования Борбуева С.О. за содействие и поддержку проекта образовательного семинара в Финляндии. Как верно указывал глава улуса Поскачин В.С., и учащиеся и учителя должны активно выезжать, повышать свой уровень, образовательный и культурный. Учитель не должен застаиваться, а должен постоянно развиваться и повышать свой уровень, тем самым повышая качество образования улуса.
Кынатов Ю.В. – директор Верхневилюйской СОШ№4 им Д.С. Спиридонова.