Экспертная работа Клуба на XXIV Республиканской конференции-конкурсе «Шаг в будущее — Инникигэ хардыы» как одна из форм реализации Национального проекта «Образование»

Более 1200 школьников с 5 по 11 класс представили свои исследования на XXIV Республиканской конференции-конкурсе «Шаг в будущее — Инникигэ хардыы» на процедуре открытого голосования «Общественный выбор», организатором которого выступил Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне».

Общественный выбор – это выбор научной, педагогической, родительской, ученической общественностью лучших исследовательских работ. В 2020 году процедура собрала более 2000 интересующихся школьной наукой. В экспертной группе от Клуба «Учитель Года РС (Я)» приняли участие:

Абрахов Александр Михайлович, учитель истории и обществознания, Якутская кадетская школа-интернат, г. Якутск;

Данилова Мария Прокопьевна, учитель биологии, Октемский НОЦ, Хангаласский улус;

Егоров Алексей Александрович, учитель математики, МОБУ СОШ №17, г. Якутск;

Иванова Мичилийэ Святославовна, учитель истории и обществознания МБОУ «Верхневилюйская СОШ 4 им. Д.С. Спиридонова», руководитель НОУ «ШАР», Верхневилюйский улус;

Атласова Михнаса Михайловна, доцент СВФУ.

Дьяконова Майя Алексеевна, учитель математики Легойской СОШ Усть Алданский улус.

Жиркова Валентина Васильевна, учитель географии Майинская СОШ№1, Мегино-Кангаласский улус.

Сухаринова Ольга Петровна, учитель английского языка СОШ№31, специалист управл.образования г.Якутска.

Моисеев Артур Гаврильевич, учитель истории Табагинской СОШ  гЯкутск

Филиппова Варвара Васильевна, зам директора РРЦ Юные Якутяне, кандидат филологических наук

            Также в общественном выборе работали экспертные группы Министерства экономики РС (Я), Ассоциации молодых педагогов РС (Я), Ассоциации молодых экономистов РС (Я), Отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» в Якутии, Студенческого научного общества СВФУ им. М.К. Аммосова, Общества студентов-иностранцев СВФУ им. М.К. Аммосова «NEFU International», Института развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского II, Музея музыки и фольклора народов Якутии, Якутского художественного училища (колледжа) им. П.П. Романова.

Эксперты поделились с нами своими впечатлениями о республиканской конференции «Шаг в будущее».

Данилова Мария  Прокопьевна: «Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»  — это основное масштабное мероприятие в республике, где школьники могут представить свои результаты исследовательской работы. Исследовательская и проектная деятельность школьников является одной из основных форм организации образовательного процесса, которая решает ряд педагогических задач: выход за пределы школьного предмета, их интеграция, практического применения полученных знаний, умение распределять свое временное пространство, достигать поставленной цели,  развития навыков публичного выступления.

В этом году 15-летие того, как мои ученики выступают на данной конференции. Опыт показывает, что школьники, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, удачно проходят все этапы социализации. Все мои ученики, которые принимали участие в конференциях, сегодня являются успешными людьми, это еще раз доказывает эффективность данной формы организации образовательной деятельности.

Критерии оценивания работ школьников экспертами больше ориентированы на научность. Общественная экспертиза призвана оценивать практикоориентированность результатов работы. В течение двух лет, выступая общественным экспертом Клуба «Учитель года РС (Я)» в секциях педагогики, психологии и методики преподавания, увидела и услышала много интересных работ, познакомилась с хорошими идеями, которые можно использовать в своей повседневной педагогической практике. Очень приятно знакомиться и оценивать работы школьников, которые действительно заинтересованы, искренне верят в свой продукт работы и решили для себя выбрать профессию педагога. Я думаю, что эти дети станут достойными учителями, которые будут представлять будущую педагогическую элиту нашей республики«.

Егоров Алексей Александрович: «В качестве общественного эксперта я участвую в первый раз. Интересны исследовательские работы учащихся, их взгляды и мнения по тем или иным направлениям науки, формы подачи материала. Исследовательские работы дают учащимся и их наставникам много возможностей для развития образования в целом. Благодарю Клуб «Учитель Года РС (Я)» за предоставленную возможность окунуться в мир детских исследований.

Математика — одна из наук, в которой очень сложно выбрать тему для изучения. На первый взгляд, все работы, связанные с этой наукой, уже исследованы. Но каждый раз, когда смотришь на работы детей и их руководителей, удивляешься тому, как они умеют находить все новое и новое. Конференция «Шаг в будущее» —  это старт к новым открытиям, авторами которых, я уверен, будут именно дети, занимающиеся школьными исследованиями.

В нашей школе исследовательская работа учащихся организована на достаточно высоком уровне. Назначены ответственные учителя, которые курируют данное направление. Дети с руководителями проектов круглый год работают над своими темами, привлекают партнеров из организаций и во время различных конференций успешно делятся своими результатами. Во многом разобраться в том, как нужно проводить работу с детьми, мне помог мой коллега, учитель математики МОБУ «Октемский НОЦ» Валентина Николаевна Гермогенова, за что ей выражаю огромную благодарность. Так же хочется поблагодарить Малую академию наук РС (Я) за организацию мероприятий по подготовке к научно-практическим конференциям, за организацию самих конференций, где можно увидеть тенденции развития и оставаться в тренде. Очень рад тому, что работы моих детей оценены дипломами научно-практических конференций регионального, федерального и международного уровней. Уверен, что нашим детям есть что показать, развивать в данном направлении уже после окончания школы. Желаю всем творческих успехов, интересных идей в деле развития образования и науки!«

Александр Михайлович Абрахов: «Я принимал участие в данной процедуре в составе членов Клуба дважды. Думаю, наш Клуб даёт наглядный пример остальным общественным организациям по созданию своих экспертных комиссий. Для многих участников конференция  послужит хорошим стимулом для дальнейшей научно-исследовательской деятельности. Как я заметил, уровень работ учащихся вырос очень сильно. В этом учебном году подготовил участника, дошли до республиканского этапа. Есть куда расти. Многие критикуют, что работу пишет руководитель, а само исследование проводится при минимальном участии учащегося. Если это и так, то подготовка к участию в конференции такого уровня и масштаба является самым надёжным способом приобщить ребенка к науке«.

Иванова Мичилийэ Святославовна: «В качестве эксперта общественного выбора участвую впервые, хотя ежегодно посещаю данное мероприятие и наблюдаю за интересными работами учащихся из разных уголков нашей Республики. Ежегодно работаю экспертом в Вилюйском регионе в секции общественных наук. На мой взгляд, номинация «Общественный выбор» дает дополнительный стимул и мотивацию для учащихся и их руководителей. Все мы знаем, что в различных конкурсах не все становятся победителями. И иногда бывает обидно, когда твою работу не признают (из своего личного опыта участия в школьные годы). В этом году представлены разнообразные актуальные работы по педагогике и психологии. Как учитель, вдохновляюсь новыми идеями для методических разработок. Особенно понравилась работа ученицы 9 класса Саха политехнического лицея Борисовой Иры по теме «Кардмейдинг открыток «Писатели Якутии» с применением кюар-технологии».

Мне кажется, с каждым годом спектр тем и уровень научно-исследовательских работ качественно и количественно повышается. Если в далеком 2004 году мы занимали призовые места с докладом по теме «Сибирский сфинкс» по изучению вечной мерзлоты с помощью метровых линеек и фотокамер, то сейчас работы уходят далеко за пределы школьной дисциплины, они связаны с цифровизацией и новыми технологиями: QR-кодами, виртуальной реальностью, самодельными квадрокоптерами и т.д. «Шаг в Будущее» − это возможность совершенствовать свои знания в определенной области науки или учебного предмета, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки исследовательского труда под руководством педагогов школы, преподавателей высших учебных заведений.

Вот уже второй год являюсь руководителем Научного общества учащихся «Школа активных ребят» («ШАР») − это активная форма организации познавательного процесса через научно-исследовательскую деятельность учащихся МБОУ «Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа № им. Д.С. Спиридонова». Сегодня в его состав входят одаренные, талантливые и пытливые ребята с 4 по 11 класс. Ежегодно растет число ребят, участвующих в научно-практических конференциях различного уровня, в интеллектуальных республиканских, международных конкурсах, олимпиадах. За период 2019-2020 гг. общее количество участников проекта составило 39 человек, которыми было выполнено 23 научно-исследовательских работ. На Республиканском этапе конференции «Шаг в Будущее» от имени школы выступили 8 учащихся, было представлено 6 работ. Из них призерами стали Ильина Вероника, Обоева Лена ученицы 8 «а» класса дипломанты 2 степени с докладом «Исследование эмотивной лексики в романе Марка Твена «Приключение Тома Сойера»» рук. Поскачина Антонина Денисовна. И ученики 6 «в» класса Алексеев Рафик, Варламов Саша стали дипломантами 2 степени с докладом «Проект «Живая сказка»» рук. Дмитриева Инна Радомировна.

Спасибо РОО «Клуб «Учитель года РС(Я)»» за возможность поработать в качестве эксперта, за бесценный опыт и за открытие в себе нового статуса. В ходе мероприятия мне удалось встретиться и пообщаться с одноклубниками, коллегами и со своими преподавателями».

Всего в «Общественном выборе» деловыми сообществами поощрены 15 исследовательских работ учащихся. Члены Клуба оценивали работы в секции «Педагогические и психологические науки, методика преподавания» и выбрали работу «Игра «Mix Russia: Yakutia» как фактор повышения  мотивации школьников к обучению» ученика 8 класса МОБУ СОШ №17 г. Якутск Кычкина Андрея. На заключительном заседании секции от Клуба ему вручен приз — электронная книга «Pocket book». Сотрудничество с Андреем получило успешное продолжение на зимней встрече Клуба: в связи с решением Андрея апробировать свою игру с включением материала педагогов научным руководителем его исследовательской работы был определен Моисеев Артур Гаврильевич, учитель истории и обществознания Табагинской СОШ, который с коллективом своей школы помог Андрею провести апробацию игры и наполнить ее образовательным контентом. Результатом совместной работы стало достижение Андрея на Всероссийской научной конференции учащихся им. Н.И. Лобачевского — диплом II степени.

Артур Гаврильевич подробнее о конференции и научном руководстве: «10 января в рамках XXIV Республиканской научной конференции-конкурса «Инникигэ хардыы – Шаг в будущее» нам, членам клуба «Учитель года РС(Я)», предстояла нелёгкая задача по выбору исследовательской работы, которая была бы номинирована на премию «Общественный выбор» в педагогической секции. Прослушанные нами работы участников конференции были все по-своему интересны и содержательны. Но по итогам прослушивания работ в вверенной нам секции после небольшого совещания было принято единодушное решение вручить номинацию Кычкину Андрею, ученику 8 класса МОБУ «СОШ №17». Все члены комиссии отметили у Андрея глубокие знания по исследуемой теме, уверенную защиту доклада и актуальность поставленных целей и задач исследовательской работы. Основная идея исследовательской работы Андрея заключается в изучении проблематики низкой учебной мотивации среди учащихся среднего звена и поиска путей решения этой проблемы. В результате исследования Андрей пришёл к выводу, что одним из эффективных способов повышения учебной мотивации является использование геймификации, то есть внедрение игровых методов обучения на уроке. Им была разработана специальная настольная игра «Mix Russia: Yakutia», которую можно использовать практически на всех учебных предметах. Затем на очередном собрании клуба «Учитель года РС(Я)» было принято решение курировать дальнейшую исследовательскую деятельность Андрея. Общим решением клуба научным руководителем Андрея был назначен я. Ближайшая цель, которая стояла перед нами, была подготовка к отборочному этапу для участия в V Всероссийской научной конференции учащихся имени Н.И Лобачевского в г. Казань. По итогам заочного тура мы получили приглашение на участие во втором очном этапе конференции. В процессе подготовки нами была проведена работа по изменению содержания, усилению исследовательской и практической части изучаемой работы. Также на базе Табагинской СОШ была проведена апробация разработанной настольной игры «Mix Russia: Yakutia» с целью выявления её эффективности. Для решения поставленной цели были проведены два урока в двух 5 классах по истории Древнего мира. Один урок с использованием традиционных средств обучения, другой урок по той же теме, но уже с применением настольной игры «Mix Russia: Yakutia». Затем, по окончанию урока, обе контрольные группы сдали тест ВПР на знание изученного материала. По итогам группа, в которой применялись приемы геймификации, то есть игры «Mix Russia: Yakutia», показали остаточные знания материалы на 30% лучше, чем в группе, в которой данные приемы не применялись. Все полученные данные были внесены в исследовательскую работу Андрея. Несмотря на проделанную работу, в связи с началом пандемии короновируса в России, выезд в г. Казань был отменён. Но организаторы конференции нашли выход из сложившейся патовой ситуации и очень эффективно применили блага цифрового века! Очный этап конференции прошёл оффлайн, участники до определённого срока должны были отправить в оргкомитет записи защиты своих работ. С этой задачей Андрей справился успешно и работа была оценена по достоинству. В своей секции «Педагогика» работа Андрея удостоилась диплома 2 степени! Таким образом, в результате системной работы по выявлению номинанта общественного признания в секции «Педагогика» в рамках конференции «Шаг в будущее» и, заканчивая подготовкой к участию во Всероссийской конференции школьников учащихся имени Лобачевского Н.И, были достигнуты важнейшие задачи по выявлению и сопровождению одарённых детей«.

Необходимо подчеркнуть, что Клуб «Учитель Года РС (Я)» − это единственная профессиональная общественная организация в Якутии, которая с 2019 года участвует в республиканских и международных конференциях школьников Министерства образования и науки РС (Я) в качестве независимых экспертов («Шаг в будущее — Инникигэ хардыы»-2019, 2020, «Азиатско-Тихоокеанская конференция молодых исследователей «APСYS»). Взаимодействие членов Клуба с обучающимися в плане консультирования, экспертизы  и кураторства является одной из форм наставничества.

ГАНОУ РС (Я) «Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне», являясь куратором плана мероприятий Национального проекта «Образование» регионального проекта «Успех каждого ребенка» по реализации направлений «Наставничество и шефство» и «Внедрение механизмов вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации дополнительного образования детей», отмечает особую значимую роль Клуба » Учитель Года РС (Я)» в работе данных направлений.

Благодарим наших активных членов Клуба за поддержку учащихся, внимательное отношение к работам школьников и популяризацию школьной науки! От имени оргкомитета конференции «Шаг в будущее» − Министерства образования и науки РС (Я), Малой академии наук РС (Я) и Республиканского ресурсного центра «Юные якутяне» председателю Клуба Юрию Васильевичу Кынатову и экспертной группе вручено благодарственное письмо с пожеланием дальнейшего сотрудничества. 

Филиппова Варвара Васильевна, к.филол.н.,

зам.директора по учебно-методической работе РРЦ «Юные якутяне»,

куратор процедуры «Общественный выбор» 2019, 2020 гг.