Учитель года России -2020
Андреева Клара Егоровна – зам.директора МОБУ «Городская классическая гимназия» г. Якутска, к.пед.наук, абсолютный победитель республиканского конкурса «Учитель года -2009», Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование» — 2012, Отличник образования РС(Я), Учитель учителей, Методист РС(Я), Почетный работник общего образования РФ, активный член Клуба «Учитель года РС(Я)»
Всероссийский конкурс «Учитель года» в необычном 2020 году проводился в Волгограде – на родине прошлогодней победительницы конкурса Ларисы Арачашвили. Необычным было все: конкурсанты и члены жюри в масках, рассадка с соблюдением санитарных норм, даже то, что из-за пандемии первый раз конкурс проводился зимой, не вписывалось в прежние рамки. Это было первое большое очное мероприятие всероссийского масштаба после длительного затишья. Замечательным совпадением стало то, что в год юбилея Великой Победы, конкурс проводился в городе-герое Волгограде, где каждый камень дышит историей, воспоминанием о тех страшных событиях, которые пришлось пережить жителям Сталинграда. С первых шагов на этой священной земле чувствовалось дыхание Памяти…
Но сам конкурс – это, несмотря ни на что, всегда праздник! 85 представителей всех регионов России приехали побороться за звание Лучшего учителя России. Мне посчастливилось поработать в жюри первого тура конкурса, где участники демонстрировали свое мастерство на уроке и в педагогической мастерской. На этих этапах сразу четко вырисовывается общая картина: что из себя представляет конкурсант, какой он учитель, чего добился, к чему стремится, как держится на публике, как общается с детьми, как умеет расставить приоритеты. Всех членов жюри обучают на установочной конференции, на которой рассматриваются все критерии оценивания, все нюансы, которые могут возникнуть в работе жюри. Поэтому на конкурсные этапы идешь с полным пониманием, на что следует обратить внимание.
Надо сказать, что в жюри практически нет случайных людей. Это известные в мире педагогики люди. Достаточно сказать, что председателем Большого жюри является ректор МГУ В.А. Садовничий, членами жюри – абсолютные победители конкурса «Учитель года» прошлых лет, кандидаты, доктора наук, известные педагоги и специалисты в области образования, которые прошли предварительный отбор.
Участников поделили на 7 подгрупп по 12 -13 человек. И из каждой подгруппы по результатам первого тура вышло 2-3 лучших учителя, которые и стали лауреатами конкурса. Кто же, по мнению жюри, имеет шансы пробиться в заветную «15-ку»? Очень ценятся глубокие предметные знания, умение хорошо говорить, налаживать контакты с аудиторией. В лидеры выходят, как правило, очень умные, харизматичные, яркие, уверенные и в то же время неординарные, умеющие отстоять свою точку зрения учителя. Конечно, мастерские и уроки были очень разные. Были великолепные и неудачные моменты. Главной ошибкой неопытных учителей, на мой взгляд, стало желание выдать чужие мысли за свои (а это очень заметно), и стремление казаться таким, каким ты на самом деле не являешься. Искренность в почете.
Сам конкурс хорош еще тем, что никогда не ограничивается только конкурсными этапами. Конкурс «Учитель года» — это, прежде всего, встречи с интересными людьми, мастер-классы, творческие вечера, поездки, экскурсии и, самое главное, прекрасная возможность пообщаться с людьми, близкими тебе по духу. Ведь Учителя года – это все без исключения талантливые, умные, яркие люди, которым есть чем поделиться с другими. Формат всех проводимых мероприятий позволял раскрыться разным граням талантов этих необыкновенных людей. Это и обучающий семинар Дмитрия Иоффе, и открытый разговор с Академией просвещения, и вечер учредителя конкурса «Учительской газеты», и творческая встреча с Олегом Парамоновым, музыкальная гостиная Артура Зарубы …
Конкурс закончился, но яркий свет, который он зажег, еще долго будет освещать путь всех его участников. До следующей встречи, Учитель года!