III Учитель года Западной Якутии. 2015
«Учительская газета», №14 от 7 апреля 2015 года
За находками — в Верхневилюйск! Участие «Учительской газеты» в жюри конкурса стало традицией
Автор — Оксана Родионова
И вот я снова еду в Якутию. В четвертый раз. Путешествие в такой дальний регион отмечаешь в памяти, как полет в космос. Путь долгий — сначала самолет из Москвы в Якутск — шесть часов. Затем машиной до села Верхневилюйск — десять часов.
Инициатор мероприятия — историк Юрий Кынатов, участник
всероссийского финала конкурса «Учитель года России-2010», а нынче директор
новой, красивой верхневилюйской средней школы №4 имени Д.С.Спиридонова. В
прошлом году я уже рассказывала, как в только что отстроенной на тот момент
школе прошел второй конкурс «Учитель года Западной Якутии» (см. «УГ» №14 от 8
апреля 2014 года). Первый состоялся в 2013 году, и об этом вы можете прочитать
в №17 «УГ» от 23 апреля 2013 года.
Участие нашей газеты в жюри этого межрайонного конкурса педагогов стало
традицией. Важной не только для якутских учителей, но и для газеты,
прародительницы конкурса «Учитель года».
Еще одна традиция — приглашать учителей года из Центральной России. В этом году
в Верхневилюйск приехали «новички» — три педагога из Великого Новгорода.
Впрочем, филолог гимназии №4 Великого Новгорода, лауреат Всероссийского
конкурса «Учитель года России-2013» Ирина Филиппова уже была в столице Якутии.
А вот «англичанка» из той же гимназии, участница всероссийского финала 2014
года Елена Шилова и учитель математики, информатики гимназии №2 Великого
Новгорода, региональный победитель 2009 года Алена Витова в республике впервые,
и для них все внове. Долгая дорога, леса за окном, колоритные чайные по дороге,
вкусные оладушки со сгущенкой…
Добравшись в полночь до школы, где нас размещают в чистом, светлом классе, мы
спать не ложимся, хотя позади целый день в дороге (еще и самолет отложили на
пять часов). Мы готовимся к завтрашнему дню. Три часа сна — и в бой.
Меня ведут к юным журналистам Верхневилюйска, у нас с ними трехчасовой семинар.
Дети меня восхитили своими высказываниями, а ведь, между прочим, русский язык
для них неродной…
Учителя года перед началом конкурса дают открытые уроки, на которые из соседних
улусов (районов) съехались педагоги всех предметов. Да тут предмет и не важен,
важны общепедагогические приемы, подходы, которые демонстрируют учителя из
Центральной России. Юрий Васильевич Кынатов очень прав, когда приглашает коллег
по конкурсу к себе в село. Конечно, записи конкурсных уроков можно найти в
Сети, вот и на нашем сайте недавно появился целый видеоархив «Учителя года России-2014»
(ug.ru/toy_video/archive), но увидеть живьем общение с детьми, самим
поучаствовать в мастер-классе — это уникальная возможность!
Затаив дыхание слушаем… песню Земфиры на уроке Ирины Филипповой. О ком поет
лирическая героиня, кто спас ее от самоубийства? Марина Цветаева, о ней и урок.
А вот Елена Шилова повторяет лексику с третьеклассниками. «Будете моим эхом! —
говорит она малышам. — Повторяйте за мной сначала громко, а затем тише,
тише…» Для своего мастер-класса, посвященного новому современному понятию
edutainment — оно составлено из двух слов — education (образование) и
entertainment (развлечение) — Алена Витова аж из самого Великого Новгорода
привезла фрукты и предложила из плодов разной величины составить… Солнечную
систему.
Правда, интересно? Но не менее интересными были уроки и мастер-классы
участников конкурса «Учитель года Западной Якутии». Этот межулусный конкурс —
отдельное мероприятие, и его победитель не участвует в региональном состязании.
Но эта проба пера, этот смотр необходим тем, кто собирается участвовать в
«большом» «Учителе года России». Конкурс нужен участникам, чтобы оценить свои
педагогические таланты, навыки, идеи, чтобы совершенствоваться. И это не для
красного словца. После уроков и самоанализа проводятся индивидуальные
консультации для участников конкурса. Конкурсанты подходят по очереди к членам
жюри и внимательно записывают советы мастеров педагогики.
Слово «развитие» в отношении идей десяти участников конкурса «Учитель года
Западной Якутии» подходит как нельзя лучше. Идеи эти действительно блестящие. И
если не всем удалось так же блестяще воплотить, так это только потому, что
просто-напросто подсказать было некому, помочь…
Учитель математики амгинской средней школы №2 Евдокия Егорова выбрала самую
понятную сельскому ребенку тему для урока — «Расчет наиболее эффективного вида
крыши». Захотят родители построить новый дом — восьмиклассники подскажут им,
что лучше сделать двускатную крышу, на ней снег не будет задерживаться.
Учитель начальных классов Лена Новгородова из намской средней школы №2
совместила на своем занятии для четвероклассников воспоминания о Великой
Отечественной войне и математику. Например, ребята узнали, что если объявить
минуту молчания по каждому погибшему, страна будет молчать 50 лет…
Красивое занятие, но, к сожалению, понятное только в переводе, показала учитель
якутской литературы Верхневилюйской республиканской гимназии им. М.А.Алексеева
Маргарита Анисимова. Ребята говорили не только о тексте рассказа «Ворон»
якутского писателя Николая Лугинова, но и пытались ответить на вечный вопрос:
для чего мы на этой земле?
На своем мастер-классе учитель МХК Намской улусной гимназии Изабелла Шадрина
рассказала, что на каждом уроке старается давать своим ребятам время для
творчества. И участники мастер-класса тоже творили, например, создали чехол для
мобильного телефона в древнегреческом стиле.
Историк Майинского лицея Андрей Кычкин предложил своим коллегам прямо во время
мастер-класса обменяться опытом. А чтобы все успели пообщаться в парах, сначала
составили расписание…
Учитель английского языка Кыргыдайской средней школы Святослав Наумов надел
форму летчика и отправил всех в Лондон. Конечно, в импровизированном салоне
самолета пассажиры могли говорить только по-английски.
Учитель начальных классов амгинской средней школы №2 Светлана Сунграпова
напомнила, что в младших классах ребята очень боятся сказать или сделать что-то
неправильно, и предложила приемы работы с ошибкой, помогающие преодолеть страх.
Анатолий Антонов, «англичанин» Нюрбинского технического лицея, признался, что
когда «застукал» ученика с мобильным телефоном на уроке, не стал его ругать. Он
поручил мальчику снимать на мобильный телефон ролики для проектной работы.
Народный якутский танец «Узоры» танцевали во время мастер-класса учителя
математики Сунтарской гимназии Анастасии Сивцевой. При чем здесь математика?
Все просто. Движения танцоров напоминают геометрические фигуры — треугольник,
окружность, параллельные прямые…
Сардана Васильева рассказала, как со своими учениками увлеклась фанфикшеном.
Они создали целый научный труд о литературном фанатстве и началах фанфикства в
Якутии. Участники мастер-класса тоже создавали фанфики — о Сивке-Бурке.
В такой конкурсной обстановке поймала себя на мысли, что имя победителя уже и
не очень важно. И все же победитель был — очаровательная профессиональная
учительница начальных классов Лена Новгородова. Специальный приз от
«Учительской газеты» достался учителю якутского языка Маргарите Анисимовой. И
подарки от газеты — всем участникам. Вообще подарков на закрытии было много.
Это удивительно, ведь в этом году конкурс остался без поддержки главного
спонсора прошлых лет — банка, председатель правления которого, к сожалению,
ушел из жизни в прошлом году. Конкурс был посвящен памяти Александра
Миронова…
Конкурс выжил благодаря многочисленным друзьям и помощникам. В его организацию
вложили силы Институт развития образования Министерства образования Республики
Саха (Якутия), республиканский клуб «Учитель года», Управление образования
Верхневилюйского улуса, Верхневилюйская республиканская гимназия им.
М.А.Алексеева, верхневилюйская средняя школа №4 им. Д.С.Спиридонова.
Долгой жизни этому локальному, но очень важному состязанию!