Среднеколымский опыт или зов предков

В феврале 2020 года представился уникальный шанс поехать в Среднеколымский улус. Два фактора способствовали данной поездке: “традиционный” зимний карантин и Год образования в Среднеколымском улусе. Получив приглашение от Управления образования улуса, приготовив перечень заданий своим ученикам на неделю, я 14 февраля полетел на родину предков. Дело в том, что мои корни по отцовской линии как раз берут начало из Колымы. Поэтому эта поездка обещала быть многообещающей.

Первый день запомнился не только перелетом, но и торжественным вечером “Люди. События. Факты”, посвященному 190-летию (!) начала образования на Колыме. Интересно было посмотреть на творческие коллективы всех школ улуса, которые показали разные моменты из истории края.

Следующий день начался с краткого знакомства с образовательными учреждениями г. Среднеколымск: посетили МБОУ “Среднеколымская улусная гимназия им.И.В. Волкова” и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа г.Среднеколымск». Улучив момент, вышли на берег, чтобы посмотреть на р.Колыма. Естественно в это время река лежит под толстым слоем льда и снега, но пейзаж все равно захватывал дух. Под  хмурыми отблесками скупого зимнего солнца чувствовалась какая-то могучая сила спящей северной красавицы. После обеда приняли участие на торжественном собрании общественности улуса, посвященному открытию года образования в Среднеколымском улусе: “Путь длиною в 190 лет: от Первой Казачьей школы до системы арктического образования”.

После всех торжественных мероприятий, предстоял дальнейший путь: я в составе педагогического десанта поехал в I Кангаласский наслег (с. Алеко-Кюёль). Еще 220 км. по зимней дороге и мы на конечной точке нашего мероприятия. Так я оказался на родине предков…

Два дня пребывания в этом селе прошли по очень насыщенной программе. Поселковая школа гостеприимно распахнула свои двери для гостей. В МБОУ «Алеко-Кюельская средняя общеобразовательная школа агрофермерского профиля им. Г.Г.Софронова» учится чуть меньше ста детей, но при этом имеет 11 классов. В наслегах школы всегда являются центром поселковой жизни. Но мне показалась, что в этой школе жизнь бьет ключом.

За эти дни дети принимали участие в кустовой олимпиаде по нескольким предметам. Старшеклассники вместе с педагогами проводили мастер-классы для гостей. Тут стоит обратить внимание на уникальность опыта: в рамках внеурочной деятельности в школе детей учат премудростям сельской жизни (мастерские по Агрокурсам). Школа держит тесную связь с местным конзаводом. Кроме того, происходит своего рода передача опыта от старшего поколения. Парни продемонстрировали умение разделывать тушки ондатры, плести сеть, водить трактор (школа имеет лицензию на выдачу прав), ездить на коне. Девушки также не отставали  от них. Показали как нужно строгать мороженную рыбу, ощипывать тушки уток, показали кулинарные и рукодельческие умения. И все это под чутким руководством опытных педагогов.

Наряду с этим здесь успешно осваиваются и новые технологии. Дети среднего звена познакомили нас со своим вполне успешным опытом работы в области робототехники.

На моем открытом уроке старшеклассники показали неплохое знание истории и мне показалось, что между нами состоялся диалог. Диалог между учителем и учениками.  Возможно этому способствовал тот факт, что накануне мне организовали брифинг со старшеклассниками. Встреча получилась интересной, дети задавали разные вопросы. Их интересовали городские сверстники, необходимо ли обязательно иметь высшее образование, мое отношение к спорту и т.д. Мы беседовали и я невольно сравнивал их со своими учениками. За последние годы я давал уроки во многих школах, работал с разными детьми, но после беседы с алеко-куельскими ребятами у меня сложилось крайне положительное впечатление. Какое-то природное достоинство сквозило в их взгляде.

Завершилось все традиционным массовым оhуохай, где принимали участие все ученики с родителями.

Отдельных слов заслуживает знакомство с поселком. Особая гордость местных – конезавод. По сути Алеко-Кюель является самой северной точкой, где держат лошадей и коров. Дальше к северу уже начинается тундра. Уникальным также является местный краеведческий музей, одним из основателей которого является мой родной дядя – неутомимый колымский краевед Батюшкин Владимир Дмитриевич. Кроме того, хотел бы отметить местных жителей, гостеприимство и радушие которых тронуло меня до глубины сердца.

На обратном пути предстояло теперь дать урок детям Среднеколымской школы и провести мастер-класс коллегам из других школ. Единственная трудность заключалась в том, что я давал урок после практически бессонной ночи: в город Среднеколымск прибыли под утро. Отдохнуть и восстановить силы практически не было времени. Хотелось бы отметить, что коллег заинтересовал конкурсный опыт. Я с удовольствием ознакомил их со своим опытом, попутно рассказав про наш Клуб.

Я вернулся в эти края 35 лет спустя и все эти дни меня не покидало ощущение, что я когда-то был здесь. И если детские воспоминания канули в лету, то кровь предков бурлила в моих жилах, словно приветствуя меня на этой земле.

Пользуясь случаем хотел бы выразить слова благодарности начальнику управления образования Третьякову А.В., зам.начальника Томской А.А., и.о. директора АКСОШ Третьяковой М.Ю.  и директору СОШ г.Среднеколымск  Слепцовой К.А. за приглашение и теплый прием.

Батюшкин П.Д., учитель истории и обществознания СОШ№33 гЯкутска, Абсолютный победитель республиканского конкурса «Учитель года-2017».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *