Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Множество властных и мудрых мужей окружило его. «О, мудрецы, — обратился к ним царь, — у меня есть для вас трудная задача, и я бы хотел знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к такой огромной двери, какой еще никто никогда не видывал. «Это самая большая и самая тяжелая дверь, которая когда-либо была в моем царстве. Кто из вас сможет открыть ее?» — спросил царь. Одни придворные только отрицательно качали головой. Другие, которые считали себя мудрыми, посмотрели на дверь поближе, но признались, что не смогут ее открыть. Раз уж мудрые признались в этом, то и остальные согласились, что эта задача слишком трудна. Лишь один визирь подошел к двери. Он внимательно ее рассмотрел и ощупал, затем так и эдак попробовал ее сдвинуть и, наконец, резко толкнул ее. О чудо, дверь открылась! Она была прикрыта, но не заперта. Нужна была лишь воля, чтобы это проверить, и отвага, чтобы действовать решительно. Тогда царь объявил: «Ты получишь этот пост при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».
Эта притча учит нас тому, что все на самом деле просто. Чтобы добиться чего-либо, надо осмелиться, приложить усилие, сделать попытку, полагаясь на себя, в первую очередь. Именно это я и сделал, приняв участие в конкурсе «Учитель года». Сегодня, чтобы рассказать о том, как это было, я оглядываюсь назад и вспоминаю, с чего же все началось?
А началось все с 2017 года. Я решил принять участие на муниципальном этапе профессионального конкурса «На ступеньках роста», где занял 2 место. А в следующем профессиональном конкурсе заречных улусов «Молодой педагог 2017» стал абсолютным победителем. Данные достижения не остановили меня, а более того, разогрели мой интерес. Я решил участвовать в конкурсе «Учитель года — 2019» на муниципальном этапе (Усть – Алданскийулус), где удалось одержать победу, которая в свою очередь давало право участвовать на республиканском уровне. И в ходе участия на республиканском этапе «Учитель года – 2019» стал абсолютным победителем.
Так, заручившись поддержкой администрациишколы, мне посчастливилось представить Республику Саха (Якутия) на Всероссийском конкурсе «Учитель года России– 2020». За звание «Учитель года России» пришлось бороться в непростых условиях пандемии. Финал 2020 года из-за пандемии несколько задержался и очный этап состоялся с 24 января по 2 февраля 2021 года в городе Волгограде, куда в 2019 году увезла хрустального Пеликана победительница прошлого года — Лариса Арачашвили, учитель русского языка и литературы волгоградской школы№55 «Долина знаний». Масштаб проведения былневероятным, 85 участников со всех уголков нашей необъятной Родины представляли свои регионы, всех насобъединяла одна цель – победа.
Российский конкурс «Учитель года» состоял из трех этапов, в каждом из которых участникам было необходимо продемонстрировать свои профессиональные качества.Первый этап включал в себя несколько испытаний:
«Методическая мастерская» — где участникидемонстрировали из своего опыта работы методики обучения для коллег, общественных сообществ и представителей других отраслей в течении 20 минут. Далее, членами экспертной комиссии задавались вопросы участникам по представленным методикам. Не менее важное было следующее испытание.
Нужно было провести открытый «Урок» в школе, где детимне были не знакомы, а это усложняло задачу. Понятие «открытый урок» мне знакомо, но конкурсные испытания совершенно другое. В стенах своего родного класса тызнаешь, чего ждать от своих детей, а конкурсное занятие подразумевало не только демонстрацию технологии, методы и формы работы, которыми ты владеешь, но и показать, как ты взаимодействуешь с обучающимися для достижения учебных и воспитательных задач. По окончании двух испытаний экспертная комиссия объявила пятнадцать лауреатов конкурса, которые продолжили соперничать для достижения заветной цели. Я благодарен членам комиссии и ее председателю, проводившим перед каждым туром консультации, которые очень помогали, разъясняли требования, предупреждали об ошибках предыдущих участников, направляли и просто благосклонно относились ко всем конкурсантам. К сожалению, мне не удалось попасть в призовую «пятнашку», но для себя я перенял опыт многих учителей нашей необъятной страны.
Второй этап так же включал в себя несколько испытаний, где продолжили бороться лауреаты конкурса «Учитель года». Их имена были объявлены в Волгограде на площадке детско-юношеского центра, где проходил Всероссийский конкурс. Испытания второго тура — “Классный час” и “Мастер-класс” подразумевало демонстрацию лауреатами конкурса профессионального мастерства в области презентации и трансляции инновационного педагогического опыта в ситуации профессионального взаимодействия. После второго этапа определились 5 финалистов, которые с достоинством прошли последнее испытание конкурса – пресс-конференцию. Они отвечали на вопросы педагогического сообщества и студентов. По итогам конференции жюри определило имя победителя конкурса. В Новом экспериментальном театре города Волгограда состоялось торжественное награждение.
Нас приветствовал Губернатор Волгоградской области, Герой России Андрей Бочаров. Он отметил, что в регионе собрались представители всей России, потомки победителей, которые также, как их деды и прадеды, защищают историческое наследие великой педагогической школы и определяют ее развитие. Абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2020» стал учитель математики Лицея классического элитарного образования г. Ростова-на-Дону Михаил Гуров.
В разные годы, в зависимости от ситуации, условия конкурса незначительно варьировались. Но сложность прохождения отборочных, региональных и финальных этапов оставалась неизменной. Но это не останавливает педагогов с «горящими взглядами и открытыми сердцами», увлеченными профессией и любовью к детям. И дело тут не в призовом фонде и звании: чтобы разработать собственную уникальную, и самое главное – эффективную методику, которая будет полезна в работе коллегам и понятна детям, нужны немалые усилия и время (порой на это уходят годы!). Труд учителя предполагает, что его плодами будут пользоваться ученики и общество – это работа на перспективу, а не на сиюминутный результат. У каждого своя «лестница», свой путь, и хочется сказать молодым коллегам: дерзайте, участвуйте, показывайте себя. Ведь сегодня учитель не должен вариться в собственном соку, он должен быть открытым для коллег, родителей, он должен обмениваться опытом, чтобы как сказал герой Л. Н. Толстого «мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это».
Пока я не могу остановиться и сказать, что достиг вершины успеха. Это будет означать, что я добился всего, о чем мечтал в жизни. У человека всегда должно быть стремление к чему-то, иначе он просто перестанет развиваться. Воплощать мечту в жизнь нужно уверенно, упорно и целеустремлённо!
Оконов Роман.